"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 01 окт 2020, 23:52

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 мар 2013, 19:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 мар 2013, 19:34
Сообщений: 4
Откуда: МБОУ ГИМНАЗИЯ №7
Профессиональная компетентность учителя как условие формирования компетентности ученика

Ртищева Галина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ гимназии №7, г.Чехов, Московской области

Учитель - это образ жизни, это не профессия. Нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд, нет профессии почетнее, чем профессия учителя. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня, как и во все времена, учитель – хранитель знаний, образец поведения и подражания для детей, он же мастер, способный научить своих воспитанников находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Современной школе нужен профессионально¬-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение. Развитие профессиональной компетентности – это формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способность адаптироваться в меняющейся педагогической среде, развитие творческой индивидуальности, От профессионального уровня педагога напрямую зависят и формирование компетентностей школьника.
В настоящее время резко возрос спрос на творчески мыслящего, квалифицированного педагога, который не только умеет прогнозировать и моделировать результаты своей деятельности, но и является гарантом достижения поставленных целей и задач. Только такой педагог сможет вырастить свободную, развитую личность-гражданина своей страны.
Профессиональная компетентность педагога , исходя из современных требований, определяется следующим:
 Учитель занимается инновационной деятельностью, осваивает новые педагогические технологии (это сейчас четко отражается в аттестации педагога).
 Ведет экспериментальную и исследовательскую деятельность (при каждом общеобразовательном учреждении созданы экспериментальные методические площадки школьного или муниципального уровней).
 Педагог активно работает в ШМО, в творческих группах (является разработчиком образовательной программы, примерных программ по предметам).
 Учитель активно участвует в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и семинарах (участие в конкурсах выросло от муниципальных до всероссийских и международных)
 Педагог активно обобщает свой педагогический опыт, что способствует и создание собственного профессиональног сайта, публикуется на профессиональных педагогических сайтах (nsportal, zavuch-info, pedmir, pedgazeta,pedsovet.org и др.)
 Использование ИКТ (актиное внедрение ИКТехнологий, создание собственных презентаций к урокам, работа на оборудовании, полученном при поддержки ФГОС в начальных классах.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности, является «направленность на личность», педагог преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. В основе компетентного учителя лежит осознание своих педагогических возможностей, своеобразие личности учителя и школьника, а так же класс, перспективы его развития. Это позволит педагогу использовать те инновационные технологии, которые необходимы данному классу, на данный момент, педагог не будет стремиться использовать их полностью, а будет варьировать их, которые позволят успешно решить главную цель - создать условия для позитивного развития и формирования современной личности младшего школьника. Чтобы развить компетенции у ученика учитель должен:
 уметь учиться вместе со своими учениками;
 уметь планировать и организовывать как свою деятельность , так и самостоятельную деятельность школьника;
 уметь мотивировать вовремя ,используя разнообразные формы и виды образовательной и воспитательной деятельности;
 учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и использовать их;
 заниматься проектами и участвовать с ребятами в научно-практических конференциях, обучать их разным видам проектов;
 адекватно оценивать деятельность как свою, так и ребят;
 воспитание должно идти параллельно с образованием, а ни в коем случае, одно другого не заменять.
Успех педагога зависит от личных качеств учителя. Умеет ли он заинтересовать ученика, как излагает материал, как создает проблемные ситуации на уроке, и как находят дети выход. Эти качества присущи не каждому, но нужно их развивать, это и будет успех! Недаром говорят у успешного учителя - успешные ученики. А почему так? Все просто, профессионально-компетентный педагог знает и помнит, что каждый ребенок индивидуален, к каждому свой подход. С опытом учитель становится мудрее, но должен всегда помнить, что учитель растет до тех пор, пока учится. А значит самосовершенствуется. Следовательно, он - педагог сможет передать своему ученику:
 личностные умения (иметь желание учиться, организаторские способности, которыми владеет сам: быть лидером, уметь подчиняться правилам игры и т.д.)
 коммуникативность, которая позволит в дальнейшем строить конструктивные способы взаимодействия с окружающими; выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника,
 познавательные способности (научит учиться:уметь отбирать нужный материал, находить информацию и т.д.);
 регулятивные способности (принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия с поставленной задачей)
Учитель - мастер, учитель - творец и то, насколько он развит творчески, и то насколько он готов грамотно и качественно делать свое дело, но и желание делать его по-своему, оригинально, со вкусом, творчески, и то, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.
Памятка для учителей.
1. Главное в школе - личность ребенка, а не предмет, который вы преподаете. Личность формирует не предмет, а деятельность учителя.
2. Активный ученик - активный гражданин общества. На воспитание не жалей времени и сил.
3. Учитель научи детей учиться!
4. Развивающее и опережающее обучение должно быть на вооружении педагога.
5. Учите своих ребят так, чтобы знания они смогли перенести на практику.
6. Учите думать самостоятельно и доказывать свою точку, формируйте умение принимать верное решение.
7. Развивайте творческое мышление на любых предметах, чаще давайте детям творческие задания.
8. Ведите классный дневник, летопись класса. Показывайте и анализируйте вместе с детьми перспективы их развития, их достижения.
9. Для качественного усвоения программы используйте графические модели, схемы, таблицы.
10. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Знайте каждого своего ученика, его семью, его интересы, особенности развития.
12. Знайте свой предмет на отлично, но и будьте у курсе всех новейших достижений.
13. Вовлеките учеников в исследовательскую работу. Создавайте проекты.
14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования компетентного ученика.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB