"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 02 окт 2020, 00:04

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 мар 2013, 22:19 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 мар 2013, 22:09
Сообщений: 1
Формы учебной и внеурочной деятельности в музейной педагогике

Поливода Людмила Анатольевна, учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ №4, г. Серпухов

Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности и является средством творческой самореализации учащихся, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование.
Для активизации деятельности в музейной педагогике используются новые формы организации работы с детьми по музейному образованию и воспитанию, без которых немыслим современный музей. Это могут быть: урок-соревнование; урок-имитация деятельности (путешествие, репортаж, суд и др.); урок-праздник; урок-концерт; урок-диспут; урок-фантазия; урок-сомнение; урок — исторический портрет; урок — работа с документами; урок — работа с музейными предметами; урок-экскурсия; экскурсия-игра; экскурсия-исследование; экскурсия-конкурс; час подлинника; заочное путешествие по улицам города; экскурсия-ярмарка.
В работе с детьми можно использовать такие интерактивные формы работы, как: «перевоплощение» экскурсовода в того или иного героя: например, мастерица в русском народном костюме, используя большую коллекцию рушников и других изделий декоративно-прикладного искусства, рассказывает о развитии различных народных промыслов в крае. Широко можно использовать различные световые, звуковые эффекты и музыкальное оформление; театрализация, которой можно завершать каждую крупную тему. На основе изученного материала, учащиеся работают над созданием сценария, подготовкой костюмов, декораций, музыкального сопровождения, реквизита, соответствующих историческому контексту эпохи; игровая ситуация. При проведении экскурсий, например по теме «Великая Отечественная война» младшим школьникам можно предложить стать партизанами отряда «За Родину». Для проведения игры использовать следующие атрибуты: плащ-палатки, знамя, миноискатели, гранаты и др.
Предлагаемые формы работы с детьми побуждают их думать, переживать, анализировать факты культуры, следовательно, идёт формирование свободной, творческой, инициативной личности.
Раскрывать перед детьми предметный мир помогут активные методы, которые строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать, принимать участие в экскурсии, манипулировать музейными предметами. Для этого необходимо предусмотреть специальный комплекс музейных предметов, которыми можно пользоваться на занятиях, трогать их, выполнять с ними определённые задания. Это могут быть какие-то серийные предметы, научно-вспомогательный фонд, копии документов. Тогда, дав возможность взаимодействовать с предметами старины — трогать их, манипулировать ими, можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к теме занятия, а это ведёт к глубокому усвоению и прочному запоминанию информации.
Каждое занятие обязательно должно включать этап мотивации, актуализации знаний. Если ребёнок не поймёт, зачем он находится в музее, необходимо ли ему это, то его дальнейшая деятельность будет малоэффективна. Для создания мотивации можно использовать следующие приёмы: «удивление». С первых минут вводится какое-либо сообщение, факт, который удивляет и заинтересовывает ребёнка, заставляя его таким образом продолжить активную работу в ходе занятия; постановка цели в форме игровой задачи; формулировка эпиграфа занятия. Эпиграф занятия задевает эмоциональную сферу (создание определённой атмосферы при помощи музыки, стихотворений, определённого рода информации) и способствует более успешному решению поставленных целей; постановка проблемной ситуации, для решения которой необходимо приложить определённые учебные усилия.
Обязательным элементом современного музейного занятия является обратная связь, с помощью которой педагог может критически взглянуть на свою деятельность, узнать, что дети думают по поводу урока. Такую обратную связь можно осуществить с помощью, например, анкеты.
Используя такой подход в организации своей деятельности, задумываясь над тем, как именно, с помощью каких методов можно формировать у ребёнка гуманистическую систему ценностей, а не просто передавать ему определённую информацию, можно помочь ему стать и патриотом, и в то же время гражданином мира, который способен любить свою Родину и быть неравнодушным к судьбам народов Земли.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB