"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 01 окт 2020, 23:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 янв 2013, 17:43 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 11 янв 2013, 13:58
Сообщений: 1
Откуда: МБОУ Жаворонковская средняя общеобразовательная школа
Проблемы формирования социальной компетентности выпускников общеобразовательной школы

Марина Рэмировна Рустамова, учитель истории,обществознания и православной культуры МБОУ Жаворонковская средняя общеобразовательная школа

Реформирование российского общества потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в среде практических работников, говоря о качестве обучения, все чаще стали связывать его с конечным результатом – сформированностью компетентностей выпускника.
Социальная компетентность – это свойство личности, которое проявляется в способности успешного сосуществования личности в социальном пространстве.
Формирование социальной компетентности является в настоящее время педагогической проблемой. Отсутствие единого взгляда на сущность ключевого понятия – «компетентность» - порождает различные мнения относительно «социальной компетентности».
Содержательный аспект социальной компетентности нередко представляется как активная, инициативная и конструктивная позиция человека в жизни общества, его участие в происходящем вокруг и ответственность за это, его стремление к улучшению качества собственной жизни. В ее личностный компонент включается умение добывать знания о мире и себе, заботиться о себе и других, выстраивать свои отношения с социумом и окружающими людьми.
В зарубежных исследованиях в структуру социальной компетентности нередко включается социальный интеллект (Р.Селман). Автор относит его к тому инструменту психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности. Он выделяет пять основных этапов развития такого интеллекта:
– досоциальную стадию, на которой ребенок еще не различает внутренние психологические и внешние, физические принципы поведения; заканчивается эта стадия тогда, когда мысли и чувства других людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка;
– стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира, на которой ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру «примерить» свою позицию;
– стадия понимания, взаимозависимости, взаимообусловленности разных целей поведения отдельных людей, благодаря чему структурируются представления о человеческом взаимодействии и они выстраиваются в систему;
– стадия социального развития, которая предусматривает осознание разных уровней человеческой близости и умение (или способность) учится способам построения отношений на разных уровнях близости .
Соответственно пониманию социальной компетентности как способности и готовности человека к взаимодействию, а также логики ее развития по пяти стадиям, автор придерживается точки зрения, что системы человеческих взаимоотношений возникают у людей не сами по себе, поэтому настаивает на необходимости специального обучения умениям открывать и осваивать способы решения нового класса задач, анализу человеческих отношений и овладению формами человеческого взаимодействия. Поэтому строить содержание процесса формирования социальной компетентности нужно опираясь на выделенные стадии развития социального интеллекта.
Следовательно, поле профессиональной социально-педагогической компетентности составляют, по мнению автора анализируемой работы, два полюса «я могу» и «я должен», а логика движения происходит по восходящей линии от «имею представление в общих чертах» к «знаю» и «уверен, что это следует делать именно так».
Обширность социальных отношений и связей в современном мире, сложность социальных действий, которые в период взросления должны быть освоены личностью требуют, чтобы процесс формирования данного вида компетентности учитывал специфику условий жизни современного человека. В этом смысле трудно не согласиться с высказыванием, что в воспитании важнейшим «должно быть признано создание условий для освоения детьми социальных навыков и ролей, развития культуры их социального поведения с учетом динамики социально-экономических изменений в российском обществе» .
А.А.Ярулов считает, что для самореализации личности, вообще успешности человека в жизни, необходима специальная деятельность, направленная на формирование у школьников социальной компетентности, содействие развитию которой предполагает формирование:
– позиции принятия себя и других таковыми, какие они есть;
– умений и навыков жить в динамично меняющемся мире (за счет развития способности самопознания, самоопределения, саморазвития, самоизменения, самореализации);
– способности заниматься не только текущими, но и перспективными жизненными задачами;
– автономии и независимости от окружения, устойчивости к воздействиям неблагоприятных жизненных факторов;
– устойчивости нравственных норм, острой чувствительности к добру и злу;
– отсутствия проявлений враждебности в межличностных отношениях, демократичности в отношениях с людьми, готовности учиться у других;
– устойчивости и критичности к влияниям социального окружения .
Разрабатывая различные воспитательные программы, во-первых, необходимо научить ребенка опираться в своем поведении на систему обязанностей и прав человека, принятую в обществе и государстве; во-вторых, ввести в его систему личностных смыслов понимание того, что только в условиях их соблюдения будущий гражданин почувствует себя свободным и защищенным; в-третьих, надо аккумулировать такую образовательную среду, которая снабжает школьников разнообразным опытом взаимодействия с социумом.
Организация социальной практики в рамках субъектно-развивающей образовательной среды может осуществляться по нескольким направлениям.
Первое направление - через системное знакомство школьников с профессиями. Вторым направлением в организации социальной практики может стать знакомство с социально-ролевыми функциями, которые осваивает каждый человек.
В рамках формирования культуры социальной компетентности учеников школа может содействовать формированию чувства ответственного (профессионального) отношения к выполнению основных социальных ролей человека.
Для этого целесообразно вовлекать школьников в разработку и защиту обобщенной эталонной модели, сценария социальной профессии. В рамках ежегодного социального практикума учащимся предлагается разработать и защитить несколько сценариев той или иной социальной роли, выполняемой человеком повседневно.
В ходе моделирования школьники, разрабатывая сценарий социальной профессии или роли, могут использовать следующий алгоритм:
1. Определить с помощью различных источников получения информации: предназначения, «миссии» социальной профессии, её роль в обществе, направленность; основное содержание деятельности; основные права и обязанности; степень ответственности перед обществом и государством.
2. Осуществить разработку или подборку действий, приёмов, умений, способов осуществления, которые следует применять в данной профессии для успешного достижения результата, описать их.
3. Описать основные способы и последствия нарушений норм, прав и обязанностей в данной профессии, пути их предотвращения.
4. Составить свод правил, которыми можно руководствоваться в собственной жизни при реализации функций данной социальной профессии или роли.
5. Если это возможно в силу определенного возраста, провести собственный эксперимент по выполнению разработанного вами свода правил. Установить, какие изменения в окружающей жизни произошли при их соблюдении.
6. Совместно с одноклассниками оформить собранный материал в мини-книжку «Твои социальные профессии и роли».
Организуя школьников на сбор, обработку и оформление материала по созданию сценариев социальных профессий и ролей, рекомендуется руководствоваться следующими правилами:
а) задания сопрягать с «Примерными ориентирами-заданиями по программе самовоспитания» и курсом социальной компетентности «Жизневедение»;
б) основой сценариев выбирать позитивные моменты и личностные качества человека;
в) при разработке сценариев успешной жизни использовать несколько приемов управления: составить лист сценариев, которые необходимо разработать в течение года; провести конкурс проектов и др.
Работа в школе органов ученического самоуправления с одной стороны, предусматривает участие учащихся в создании таких институтов, как: учредительное собрание, ученический сбор, общественные организации и других муниципальных структур; с другой стороны, разработку ряда проектов: закон о школьном муниципальном образовании, закон о государственном банке и бирже труда, закон об экономической и хозяйственной деятельности; закон о государственных служащих, закон о соблюдении и охране прав и обязанностей граждан республики, закон об учебной деятельности и др. .
Таким образом, введение программы самовоспитания в качестве ориентиров-направлений деятельности школьника позволяет педагогическим работникам реализовать социальный заказ - сформировать определенный уровень социальной компетентности личности в образовательной деятельности и расширить границы наших представлений о сущности самого процесса ее формирования.
В своей практике как учителя истории и обществознания для развития социальной компетентности учащихся я использую такие виды работы:
- составление трудового договора
- составление брачного договора
- работа в группах
- беседы о семье и браке (показ фильма «Начало»)
- игра с учащимися «Выборы»
- составление резюме для трудоустройства (на кружке «Азбука трудоустройства»)
Дети эту работу делают с интересом и удовольствием.
26.12.2011 года в воскресной школе храма Крещения Господня была проведена беседа со старшеклассниками в виде дискуссии. Беседу «Что такое настоящая любовь» проводил протоиерей Илия Шугаев, автор нескольких книг, посвящённых проблемам семьи и брака в современном мире. Своё отношение к беседе участники выразили в своих отзывах:
- Нам очень понравилось. Я думал нам будут что-то рассказывать, а мы будем это записывать. А у нас спрашивали наше мнение, задавали вопросы и слушали. (10 класс)
- Я узнала очень много нового. Как общаться с одноклассниками.(8 класс)
Подводя итоги сказанному, сделаем ряд выводов:
1. Проблема формирования социальной компетентности сравнительно недавно стала изучаться в современной отечественной психолого-педагогической науке. Проявление интереса к ней социологов, психологов, педагогов связано с теми изменениями, которые в конце XX века происходили в стране, в российском обществе.
2. Само понятие социальной компетентности личности не сводится к простой сумме знаний, а конкретизируется как способность решать проблемы, типичные и нестандартные задачи, возникающие в повседневных жизненных ситуациях, с использованием приобретенных умений и навыков, учебного и жизненного опыта, социальных ценностей и развитых личных ориентации.
3. Социальная компетентность личности проявляется в ее умении ориентироваться в системе социальных отношений и социальных ценностях, принимать решения исходя из знания общества, социального окружения, с учетом специфики микросоциума, конкретной ситуации и своих ресурсов.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB