"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 01 окт 2020, 23:45

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Программа по хореографии
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 окт 2016, 00:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 окт 2012, 09:10
Сообщений: 8
Откуда: МОУ СОШ №10 г. Серпухов
Программа по хореографии.
Учитель ритмики, педагог дополнительного образования
Пчелова Наталия Анатольевна, МОУ СОШ №10.



Пояснительная записка
"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте"
Платон.

В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
Музыкально-ритмическое воспитание занимает важное место в системе художественно-эстетического образования. Освоение искусством танца способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
В многочисленных кружках, коллективах, студиях народного, классического, бального, эстрадного танца занимаются сотни детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят. Все большее развитие получают не только хореографические отделения в школах искусств, но студии танца на базе общеобразовательных школ. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Как приятно смотреть на человека грациозного, пластичного, жизнерадостного. Дети всегда стремятся обладать такими качествами.
Цели программы:
- эстетическое развитие;
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- воспитание трудолюбия;
- укрепление здоровья.
Задачи программы:
Обучающая: формирование танцевальных умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала.
Развивающая: развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира; психологическое раскрепощение учащихся;
Воспитательная: воспитание ребёнка как личности, формирование гуманного отношения к людям и глубокого эстетического чувства; приобщение к хореографическому искусству.
Оздоровительная: приобщение к здоровому образу жизни, формирование правильной осанки; развитие физических данных, координации движения, пластичности, хореографической памяти, выносливости;
Отличительные особенности программы.
Программа рассчитана на всех детей, вне зависимости от уровня их физической подготовки. Материал программы может быть изменен или добавлен, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся по группам. Новизна программы заключается в том, что она создана с учетом специфики образовательного процесса в общеобразовательной школе. Каждый раздел программы не изучается сразу полностью. Все темы разделов изучаются в форме «слоеного пирога».
Сроки программы.
Программа «Хореография» рассчитана на 5 лет. Возраст детей с 7 до 11 лет
( с 1 по 5 класс общеобразовательной школы).
Режим занятий.
Название группы Год обучения Часов в неделю
Младшая группа 1 год обучения 1,5 часа два раза в неделю
Средняя группа 2 - 3 год обучения 1,5 часа два раза в неделю
Старшая группа 4-5 год обучения 1,5 часа три раза в неделю
Ожидаемый результат программы.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки и отражают:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов;
- развитие интереса к новым видам творчества, новым способам самовыражения.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- овладение теоретическими и практическими знаниями программного материала;
- развитие эстетических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Регулятивные результаты предполагают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
Познавательные результаты предполагают
- умение структурировать знания;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Коммуникативные результаты предполагают
- умение выражать свои мысли;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-управление поведением партнёра: контроль, коррекция;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формы учета и контроля успеваемости.
Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях, конкурсах и фестивалях. В конце года проходит отчётный концерт, который способствует раскрытию творческих способностей детей.
Принципы обучения.
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизации дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
• безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
• глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
• создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Методическое обеспечение программы.
Урок делится на 3 части: подготовительную или вводную, основную и заключительную.
Первая, подготовительная часть включает маршировку и разминку, построению на простейших движениях, способствующие разогреву мышц, суставов и связок, желательно с элементами образности.
Вторая, основная часть изучение элементов классического и народного танцев; основ музыкальной грамоты; танцевальных движений, их комбинирование; работу по развитию физических данных; работу над этюдами, композициями.
Третья, заключительная часть включает закрепление музыкально ритмического материала в игре, танцевально-игровые упражнения.
У каждой части урока свои задачи.
Главная задача подготовительной части - организовать внимание учащихся, подготовить мышцы, суставы, связки к интенсивной физической работе.
Задачами основной части являются: формирование осанки (постановка корпуса, рук, мог, стопы); развитие силы, выносливости, начальных элементов координации посредством освоения тренировочных и танцевальных движений, музыкального и выразительного исполнения.
Задача заключительной части – снятие физического и нервного напряжения, подъем эмоционального тонуса посредством игры.
При проведении урока необходимо постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным, расчленяя каждое упражнение на элементы. При этом следить за свободным, правильным дыханием и общим самочувствием учащихся.
Не следует ставить задачу разучить большое количество движений за урок. Важно добиваться осмысленного, правильного, музыкального исполнения каждого задания урока.
Методы и методические приемы обучения.
В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
• рассказ,
• беседа,
• обсуждение,
• объяснение,
• словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Содержание изучаемого курса.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующие разделы:
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
2. Танцевальная азбука (тренаж).
3. Гимнастика.
4. Танец.
5. Беседы по хореографическому искусству.
6. Творческая деятельность.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты».
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
• правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
• художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 1 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 2 и 3 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука».
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народного танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел «Гимнастика».
Этот раздел включает в себя изучение:
1) упражнений на гибкость;
2) прыжки;
3) элементы медленной аэробики;
4) корректировка фигуры;
Раздел «Танец».
Этот раздел включает изучение народных плясок, детского сценического танца. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению танца входит:
• усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
• ритмические упражнения,
• разучивание танцевальных композиций.
В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Раздел «Беседы по хореографическому искусству».
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включают общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
Раздел «Творческая деятельность».
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.
Знания, умения и навыки к концу пяти лет обучения.
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
• уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
• чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
• уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
• отмечать в движении сильную долю такта;
• уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
• отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
• иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
• выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
• иметь навыки актёрской выразительности;
• распознать характер танцевальной музыки;
• иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;
• иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
• исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
• знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
• уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
• различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;
• уметь анализировать музыку разученных танцев;
• слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
2. Танцевальная азбука:
• знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
• усвоить правила постановки корпуса;
• уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
• знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
• знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы украинского танца в простой комбинации;
• освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
• иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
• знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
• знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
• уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.
3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно). Дети должны уметь танцевать:
• Танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.
• фигурную польку, вальс, русские танцы с использованием элементов хоровода и перепляса.
• русские танцы: хороводные и кадриль. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру.
4. Творческая деятельность:
• раскрытие творческих способностей;
• развитие организованности и самостоятельности;
• иметь представления о народных танцах.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB