"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 02 окт 2020, 00:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 ноя 2012, 20:34 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 мар 2011, 10:12
Сообщений: 10
Откуда: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Серпухов
Сергеева Мария Германовна, учитель информатики и математики, МОУ СОШ № 10 г. Серпухов

Класс 9
Тема урока: Решение задач в OpenOffice.org Сalс (аналогичная программа MS Excel).
Цель урока:
закрепить у учащихся навыки по визуализации числовых данных в OpenOffice.org Сalс, формированию таблиц, составлению алгоритма решения задачи в OpenOffice.org Сalс.
Задачи:
1. Образовательные:
1) Практическое применение изученного материала.
2) Закрепление знания общих принципов работы в OpenOffice.org Сalс и умения составить наиболее оптимальную структуру таблицы для решения конкретной задачи.
3) Формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.
Развивающие:
1) Развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы.
2) Развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.
3) Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
4) Развитие коммуникативной компетентности у учащихся;
Воспитательные:
1) Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
2) Воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
3) Воспитание информационной культуры.
4) Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию по выбранному профилю
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.
Форма проведения урока: беседа, практикум
Программное и техническое обеспечение урока:
1) мультимедийный проектор;
2) компьютерный класс;
3) программа OpenOffice.org Сalс.
Дидактическое обеспечение урока:
1) Файлы-заготовки zadanie.xls.
2) Раздаточный материал–условие задач
3) Презентация к уроку
4) Карточки для рефлексии
Общее время: 45минут.
План урока:
1.-2.Организационный момент/ Сообщение темы, цели и задач урока.
3. Актуализация знаний
4. Решение задач практического характера.
5. Подведение итогов /Постановка домашнего задания

Ход урока
I– II. Организационный момент/Сообщение темы, цели и задач урока. (2 мин)
- Здравствуйте!
На прошлых уроках при изучении программы OpenOffice.org Сalс, мы говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разнообразного характера?

Сегодня мы рассмотрим примеры использования этой программы в различных сферах деятельности.
Итак, основная цель урока - решение задач из различных областей средствами OpenOffice.org Сalс (аналогичная программа MS Excel).
III. Актуализация знаний (5мин)
Прежде всего, давайте вспомним основные моменты работы с программой OpenOffice.org Сalс. Для этого отгадаем кроссворд, который вы видите перед собой.
(слайд 3)
Вопросы к кроссворду:
1. Для именования столбцов в OpenOffice.org Сalс используются буквы этого алфавита.
2. В этом виде адресации употребляется символ $
3. Фрагмент, диапазон таблицы – любая прямоугольная часть таблицы
4. В OpenOffice.org Сalс она всегда начинается со знака =
5. А6, В9,С13. Как в OpenOffice.org Сalс называется этот вид адресации?
6. Какая часть таблицы в OpenOffice.org Сalс обозначается буквой?
7. Минимальный элемент электронной таблицы.
Слова: текст, равно, плюс, формула, число, латинский, русский, строчные, точка, абсолютная, относительная, функция, блок, ячейка, столбец, адрес, равно, строка, смешанная.

(И ученики читают слово по вертикали, обозначающее название приложения OpenOffice.org Сalс)
Итак, мы вспомнили, что OpenOffice.org Сalс – это электронные таблицы.
Молодцы, ребята.
IV. Решение задач+ работа в группах. (5 мин. +15 мин.= 20 мин.)
Задание 1 ( 5 мин) (слайд 4-5)
В качестве разминки решим следующую задачу.
Вспомним всеми нами любимый мультфильм «Каникулы в Простоквашино». Оказывается, и здесь можно воспользоваться приложением OpenOffice.org Сalс.
Я предлагаю вам решить следующую задачу, с помощью которой мы вспомним об использовании абсолютных и относительных ссылок.
Изначально ученикам уже дается следующая заготовка: (на рабочем столе в файле zadanie)
Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик летом жили в Простоквашино, а папа с мамой слали им письма, посылки, телеграммы и бандероли, которые доставлял почтальон Печкин. Каждое письмо весило в среднем – 100 гр, каждая посылка – 5 кг, каждая телеграмма – 50 г, каждая бандероль – 500 г.
Дядя Федор получил 10 писем, 2 посылки, 10 телеграмм, 1 бандероль. Кот Матроскин – 4 письма, 1 посылку, 2 телеграммы, 1 бандероль. Пес шарик не получил ни одного письма, ни одной телеграммы, зато получил 4 посылки и 2 бандероли.
Определить, сколько килограммов и какой почты получил каждый житель Простоквашино; сколько весила вся доставленная Печкиным почта одного вида; какой общий груз пришлось перенести почтальону Печкину?
Ваши задачи:
1. Занести все необходимые данные в таблицу
2. Произвести расчеты с использованием формул.

После заполнения таблицы задается вопрос:
- В какой формуле будет использоваться абсолютная ссылка и почему?
(так, для данного вырианта таблицы,
• B5=SUM(B2:B4),
• В6=B5*$B$11, C6=C5*$B$10,D6=D5*$B$12, E6=E5*$B$9
• F2 =SUM(B2:E2),
• F5==SUM(B5:E5) или =SUM(F2:F4)
• F6 =SUM(B6:E6)
т.к. ячейки B9,B10, B11,B12 в формулах при копировании не должны изменяться)

Задание 2 РАБОТА В ГРУППАХ (15мин) (слайд 6)
Итак, мы повторили использование относительных и абсолютных ссылок при решении задач. А теперь я вам предлагаю на какое – то время стать специалистами разных профессий, которые используют в своей деятельности электронные таблицы.
Общее задание:
1. Выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы для решения задачи
2. Решить предлагаемую задачу с помощью электронных таблиц
3. Представить решение (1- 2 чел. от группы)

Группа 1
Группа № 1 попробует стать на какое-то время инструкторами туризма.

Описание профессии инструктор туризма:
На инструктора возложено обучение туристов походному быту, передвижению и основам выживания в путешествии. Инструктор владеет сразу несколькими профессиями. Он экскурсовод, спорткульторганизатор, повар, врач, спасатель, искусный рассказчик и краевед, знаток истории и народного фольклора, хороший психолог и педагог.
Инструктор всегда находчив, весел и не теряет самообладания в любой обстановке. Туристская группа живёт тем интересным, полным приключений миром, который ей создал инструктор турбазы.
А теперь представьте себе ситуацию: вы отправляетесь в поход. Сколько вам надо взять продуктов, чтобы не быть голодными?
Для организации похода надо рассчитать нормы продуктов для группы туристов. Известна норма каждого продукта на 1 человека на 1 день, количество человек и количество дней похода. Надо рассчитать необходимое количество продуктов на весь поход для 1 человека и для всей группы. Провести расчеты для разных исходных значений количества дней и туристов.
Нормы продуктов уже приведены в таблице. Ваша задача правильно подобрать формулы для расчета.

После чего прорабатывается момент с определением формулы. Должно получиться:
(По ходу выполнения работ осуществляется проверка деятельности учащихся за компьютером)

Группа 2
Группа № 2 попробует стать на какое-то время рыбоводами.
Описание профессии рыбовод:
Рыбоводы выполняют разнообразные работы по созданию условий для разведения рыбы - ее размножения, выращивания, отлова. В процессе выращивания рыбы рабочему приходится выполнять самые разнообразные операции: пересаживать мальков из нерестовых прудов в выростные или производить заполнение рыбой выгульных прудов, или весной разгружать зимовальные пруды - отлавливать молодь.
В обязанности работника входит и вылов товарной рыбы из водоемов как по открытой воде, так и подо льдом, а также перевозка живой рыбы на новые места разведения, в магазины и т.д.
Рыбовод должен выполнять самые разнообразные работы, а для этого он должен многое знать, уметь мысленно вести скрытые биологические процессы, а для этого ясно представлять их и контролировать по внешним проявлениям. Другими словами, он должен постоянно мыслить, принимать самостоятельные решения в различных ситуациях, творчески относиться к своему делу.
Рыбовод должен знать основы биологии и физиологии рыб, методы селекционной племенной работы, виды и характеристики кормовых агрокультур, элементы метеорологии, геологии, гидротехники.
Ученые установили, что прирост какого-либо вида живых организмов за счет рождаемости прямо пропорционален их количеству, а убыль за счет смертности прямо пропорциональна квадрату их количества. Этот закон известен под названием закона Мальтуса.

Пусть в одном хозяйстве собираются разводить карпов.
Прежде чем запускать мальков в пруд, решили провести расчеты.
Согласно закону Мальтуса, изменение числа рыб за один год вычисляется по формуле
Nгодовое =kN-qN2.
Здесь N – число мальков карпов в начале года,
k - коэффициент прироста,
q- коэффициент смертности.
Экспериментально установлено, что для данного вида рыб (карпы) и в данных условиях (состояние водоема, наличие корма) k=1, q=0,001.
Вывести формулу процесса размножения рыб в водоеме.

В 2010 году запустили 100 мальков, в 2011 году – 200 мальков карпа. Подсчитать количество взрослых рыб, выращенных за два года.
Провести компьютерный вычислительный эксперимент.
Группа 3
Группа № 3 попробует стать на какое-то время экспертами-криминалистами.
Виды деятельности профессии эксперт-криминалист:
• поисковая деятельность на месте происшествия;
• познавательная деятельность (как начальный этап исследования);
• анализ и синтез полученной информации (реконструктивная деятельность);
• формулировка рабочей гипотезы, разработка плана исследования;
• осмотр места происшествия вместе со следователем;
• поиск и фиксация следов преступления;
• экспертные исследования предоставленных предметов, оружия и т. д., установление их отношения и взаимосвязи с подозреваемым, их идентификация;
• протоколирование своей деятельности на месте происшествия.
Каким бы странным не выглядело это предложение, но и в этой области человеческой деятельности возможно применение электронных таблиц.
Итак, задание:
На месте совершения преступления обнаружен след от обуви. Из протокола допроса свидетеля (показания бабушки 75 лет)
"... ой, милок, какой он рассказать точно не смогу. Хотя, запомнила, что он человек молодой и лет ему 26-28, не больше... Рост, ну не знаю, для меня уж очень большой ... ".
Подтвердите показания свидетеля и предоставьте следователю как можно больше информации о человеке, совершившем преступление.

Примечание: По следу (отпечатку обуви) можно узнать: рост человека; определить длину шага; создать модель человека. Если известен примерный возраст, то рассчитать идеальную массу.

Формула соответствия роста и размера ноги.
Для мужчин - РОСТ = (Дст-2,9)/0,14, где Дст - длина ступни в сантиметрах.
Для женщин - РОСТ = (Дст-2,2)/0,14, где Дст - длина ступни в сантиметрах.
Длина шага = длина ступни*3
Ширина ступни = рост/18
Длина пятки = рост/27
Размер головы = рост/8
Плечо = (рост – 73,6)/2,97
Предплечье = (рост – 80,4)/3,65
Бедро = (рост- 69,1)/2,24
Голень = (рост-72,6)/2,53
Идеальная масса тела =(рост/100)*(рост/100)*22,5

Я вам сейчас раздам образец следа преступника, а вы попробуйте определить их основные параметры и помочь следствию.

Значение массы округлите до тысячных, длины до десятых.

Дополнительно: Рассчитайте основные параметры преступника, если предположить, что преступник – женщина (с тем, же размером стопы).

Группа 4
Группа № 4 попробует стать на какое-то время кредитными специалистами (банковскими работниками).
Главная задача кредитного специалиста – это не просто выдача кредитных средств, а заключение надежной сделки с подходящим заемщиком, ведь таким образом кредитный риск снижается до минимума.
Чтобы достичь максимальной компетентности в индивидуальных вопросах по кредитованию любых категорий заемщиков, наиболее крупные банки разделяют кредитных специалистов по видам кредитования. Одни кредитные специалисты специализируются на автокредитовании, другие работают с потребительскими или ипотечными кредитами.
Ваш клиент берет в банке кредит в размере 100 тысяч рублей под 20% годовых сроком на 1 год. Какую сумму он заплатит банку по истечении указанного срока? Рассчитать помесячно погашение кредита.
Ежемесячный возврат части кредита с уплатой процентов
В качестве примера для расчета процентов по кредиту взяты следующие параметры:
• сумма кредита – 100 тыс. ед. ( начальная величина кредита)
• срок кредита – 12 месяцев (n – количество месяцев)
• процентная ставка кредита - 20 % “годовых”=0,2
Ежемесячный возврат части кредита с уплатой процентов, это метод расчета кредита, предусматривающий ежемесячный возврат заранее оговоренной, одной и той же части кредита и ежемесячную уплату процентов.

Величина очередного платежа по кредиту определяется по формуле:
Платеж кредит = сумма взятого кредита / срок кредита

Величина очередного платежа по процентам определяется по формуле:
Платеж по процентам (цена кредита) = задолженность по кредиту*процентная ставка/срок кредита

Величина общего платежа определяется по формуле:
Общий платеж = платеж по процентам + платеж кредит

Итого рассчитывается суммой значений за срок кредита.
(При расчете во всех таблицах учесть погрешность округления – до сотых, формат ячейки – руб.)

Оптимальная структура таблицы для решения этой задачи будет выглядеть так:

№ платежа, n Задолженность по кредиту Платеж по процентам (цена кредита) Платежи кредит Общий платеж
1 100 000
2

12
Итого: * * *

(По ходу выполнения работ осуществляется проверка деятельности учащихся за компьютером)

Прежде, чем представим отчет о работе в группах…

IV. Физкульт.минутка (2 мин)
…Давайте немного отдохнем сами и дадим отдых нашим глазам. Выполним гимнастику для глаз (слайд 7)
1.Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотрите на переносицу и задержите взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем откройте глаза, посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотрите направо и зафиксируйте взгляд на счет 1 - 4, затем посмотрите вдаль прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.
4. Перенесите взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

V. Отчет группы (1-2 ученика) ( 4 группы по 3,5 мин.= 12-15 мин)

VI. Рефлексия. Подведение итогов. Дом. задание (1 мин)

Итак, сегодня на уроке мы в очередной раз убедились в многофункциональности возможностей компьютерной техники. А именно, в возможностях электронных таблиц OpenOffice.org Сalс (аналогичная программа MS Excel). Мы увидели, что с помощью этой программы можно решить и математические, и биологические, и оптимизационные задачи, вспомнили, как выбирается оптимальная структура таблицы, как используются различные виды ссылок.
В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать любую дисциплину и составить задачу с использованием программы OpenOffice.org Сalс или Excel.
Окончание урока.
Выставление оценок.
Спасибо всем за работу.
До свидания.
Список использованной литературы:
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса Издательство "Бином" 2011
2. Кузнецов и др. Информатика. Тестовые задания. 2-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002
3. А.Х. Шелепаева: Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы Москва Вако, 2005 г.
4. Ефимова О.В. Microsoft Excel Электронные таблицы тетрадь №1, №2 Москва, Интеллект центр, 2003


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB