"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 08 дек 2021, 10:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 мар 2019, 12:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 23 сен 2011, 09:43
Сообщений: 1
На протяжении многих лет задача развития интеллектуального и творческого потенциала личности была одной из главных. Все больше внимания уделяется вопросам развития в образовательном пространстве интеллектуально- творческого потенциала каждого ребенка. Многие современные педагоги, образовательные учреждения, родительская общественность, озабочены снижением познавательного интереса обучающихся к гуманитарным наукам, падением общей культуры школьников, как правило, связанной с излишней информатизацией современной жизни. Также воспитание патриота непосредственно связано с изучением таких предметов, как история, литература. Поэтому включение ребенка и подростка в мир культуры и истории тесно связано с посещением таких учреждений, как музеи, выставочные залы и библиотеки. Внедрение музейной педагогики в образовательный процесс способно развить познавательную активность школьников к предметам гуманитарного цикла, а также способствовать гуманитаризации образовательного процесса, воспитанию патриотизма детей.
В 2018-2019 году МБОУ СОШ №10 стала стажировочной площадкой ГОУ ВО МГОУ по направлению «музейная педагогика», взяв на себя обязательство передать тот педагогический опыт, который накоплен учреждением по данной работе. Этот опыт имеет теоретические и практические формы.
В теории педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
В современной педагогике существует два способа внедрения методов музейной педагогики в образовательный процесс:
- через посещение музеев, выставочных залов, галерей и т.д.;
- через использование фондов созданного в школе музея.
Итак, рассмотрим все практические пути и их реализацию в МБОУ СОШ №10 г.о. Серпухов
Путь первый. Не секрет, что посещение детьми и подростками музеев и других учреждений культуры является сегодня большой проблемой. Можно наблюдать, как дети с трудом воспринимают информацию экскурсоводов, отвлекаются во время экскурсии, норовят присесть или просто убежать. Да, большинство детей сегодня –гиперактивные, и заставить их слушать экскурсию в классическом виде, сложно.
Большинство современных музеев разрабатывают сегодня мастер-классы, квесты и другие активные формы экскурсионной деятельности школьников. Задача педагога - правильно адаптировать музейное пространство с учетом физиологических, возрастных и психологических особенностей школьников, а также с учетом содержания учебной программы по изучаемому предмету.
Прежде, чем вести детей в музей, педагог должен выбрать тему экскурсии, посмотреть ее содержание.
Введение ФГОС НО, ОО перед многими учебными заведениями поставило проблему заполнения внеурочной деятельности. В МБОУ СОШ №10 было решено создать новый вид внеурочной деятельности, основанной на применении музейной педагогики, «Экскурсионный клуб». В рамках этой программы каждый классный руководитель, совместно с учителями истории и литературы, составляет рабочую программу, куда включаются занятия на базе Серпуховского историко-художественного музея. Так возникла целая часть образовательной программы школы, куда включаются не только занятия на базе СИХМ, но и Государственного исторического музея, а также других музеев Москвы, Тулы и др.городов. Изучив в школе тему, ребята находят ее практическое применение в музее.
Так рождаются детские исследовательские проекты:
«Гончарное дело в Серпуховском крае»;
«Монетное дело в Серпуховском крае»;
История одного экспоната (описание экспоната музея- шлема танкиста);
«Трех цветов Российский флаг, многоцветен этот стяг»;
«Человек в истории XX в.»;
«Листая семейный альбом» по материалам фронтовика В. М. Тимофеева;
«Учителями славится России» ;
«Война глазами детей»;
«Война в моей семье»;
«Моя родословная».
Силами педагогов и обучающихся было создано более 200 работ, 70 из которых стали победителями и призерами конференций и конкурсов различного уровня. Все работы используются на уроках истории, при проведении классных часов.
Путь второй.
В МБОУ СОШ №10 создан и успешно работает школьный научно-краеведческий музей «Южный форпост Московии». Музей создан с применением технологии «погружения» в историческую действительность. В музее работают экспозиции: «Серпухов удельный», «Серпухов в годы Великой Отечественной войны», «История нашей школы», «Серпуховичи-участники локальных конфликтов».
Формами работы, применяемые при реализации данного направления стали:
1.Уроки с показом и дальнейшим анализом экспонатов школьного музея.
2.Проведение уроков на базе школьного музея.
3. Работа «Школы юного экскурсовода-исследователя»;
3.Разработка педагогами школы рабочих тетрадей в 1-2 классах как элемента развития компетенций музейной педагогики.
4. Внедрение внеурочного курса для 1-2 классов «Музей и культура», «Родословие» для 3-4 кл., «Краеведение г. Серпухова»- 5-8 кл.
Особой популярностью у обучающихся-членов совета музея пользуется метод коллективных проектов. Так, обучающиеся нашей школы создали проекты «Букварь серпуховича», «Серпухов православный: от А до Я», которые активно используются педагогами школы на уроках и во внеурочной деятельности.
Таким образом, школьный музей- это центр внедрения музейной педагогики в образовательный процесс школы, научно-методический центр педагогов гуманитарного направления, наглядное средство обучения предметам гуманитарного цикла.
Путь третий.
Современные дети – это активные дети, в обучении которых важным вопросом является организации деятельности.
Приобщение ребят к изучении истории и археологии призвана волонтерская группа по археологии «летописец». В процессе деятельности в составе волонтерской группы обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе археологических изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Основными формами работы волонтерской группы являются:
- изучение археологических памятников родного края с целью их охраны под руководством научного сотрудника историко-археологического отдела Серпуховского историко-художественного музея Павлихина А.В.(лекции и музейные занятия в Серпуховском музее, в Государственном историческом музее г. Москвы);
.- археологические разведки на местности и экспедиции (полевые работы в городе Серпухове и Серпуховском районе с целью выявления остатков памятников археологии родного края, в мае-июне – разведки на Мироносинском городище в Серпухове, Кислинском городище близ города Протвино);
- первичная обработка собранного материала (очистка и промывка найденного материала: остатков керамики, предметов быта и вооружения; описание данных предметов; реконструкция некоторых из них);
-написание научно-исследовательских работ по археологии с использованием материалов Серпуховского историко-художественного музея, Государственной исторической библиотеки, Серпуховской городской библиотеки;
- выступление на научно-практических и краеведческих конференциях;
- участие в музейных и краеведческих конкурсах различного уровня;
Результаты деятельности волонтерской группы:
В ходе экспедиций и разведок собран ценный археологический материал (фрагменты керамических сосудов I – II тыс. н.э., фрагменты фаянсовой и фарфоровой посуды XVIII - XX вв., отщеп каменного орудия труда), который пополнил коллекцию керамики Серпуховского историко-художественного музея.
В результате данных разведок выяснилось, что долина реки Нары на территории Серпухова была заселена ещё в эпоху древности. Люди селились на возвышенностях, которые не заливались во время весеннего половодья.
На основе изученных археологических памятников пополняется источниковедческая база школьного краеведческого музея «Южный форпост Московии»,
В планах «Волонтерской группы «Летописец»- расширение географии проекта (выход на региональный и федеральный уровень), информационного пространства (создание сайта проекта, проведение вебинаров, выпуск газеты), межсетевого взаимодействия (подписание договоров о сотрудничестве с Государственным историческим музеем и др.), а так же продолжение научного изучения истории родного города и Подмосковья.
Путь четвертый.
Обладая накопленным опытом, педагоги школы щедро делятся им с коллегами. В 2017-2018 , 2018-2019 уч. гг. школа представляла свой опыт для слушателей курсов профессиональной подготовки по направлению «Музейная педагогика в образовательных учреждениях». На педагогическую мастерскую «Система работа школы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс» съехались около 30 педагогов из многих городов Подмосковья. Все участники дали высокую оценку проведенному мероприятию.
Таким образом, внедрение элементов музейной педагогики в образовательный процесс школы:
-усиливает позитивное воздействие музея на качество знаний обучающихся,
-повышает мотивацию изучения гуманитарных дисциплин,
-способствует профориентации обучающихся, развивает взаимопонимание представителей различных этнокультурных традиций, религиозных и этических концепций, социальных слоев общества, приобщая их к культурным ценностям,
-делает доступным для широкой аудитории своеобразие музейной среды,
-побуждает к ее обсуждению и сопоставлению с другими гуманитарными явлениями.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 мар 2019, 13:26 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 14 мар 2010, 16:04
Сообщений: 60
Откуда: Гирба Елена Юрьевна к.п.н.,заместитель директора по НМР, МОУ ДПО УМЦ г. Серпухов
А автор кто?

_________________
С уважением Гирба Елена Юрьевна, к.п.н., заместитель директора по научно-методической работе МОУ ДПО УМЦ


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB