Интегрированная программа общеинтеллектуального направления по внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО «Приокско-Террасный заповедник» для учащихся 1-4 классов авторов-составителей –
В.В. Савельевой, С.Б. Светлолобовой
Савельева Вера Викторовна, учитель начальных классов МБОУ гимназия «Пущино», г. Пущино
Светлолобова Светлана Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» «Центр образования», г.Серпухов
Рабочая программа по внеурочной деятельности (1-4 класс) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом принципов и методических установок, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014г., в Примерных программах внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2014г.
В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: научно-познавательное, патриотическое, общеинтеллектуальное. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, педагогов начальных классов и дополнительного образования, родителей учащихся.
Интегрированная программа внеурочной деятельности «Приокско-Террасный заповедник» направлена на приобретение школьниками общеинтеллектуальных универсальных действий. Программа предусма-тривает формирование умений самостоятельно составлять план действий, следо¬вать ему при решении задач, осущест¬влять поиск нужной информации, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.
Актуальность данной программы внеурочной деятельности «Приокско-Террасный заповедник» состоит в развитии интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Благодаря реализации программы происходит развитие внимания, памяти, мышления, мелкой мускулатуры пальцев рук, творческих способностей, орфографической зоркости, фонематического слуха; формируется художественно-эстетический вкус, приобретаются практические навыки самостоятельной деятельности.
Цель: раскрыть и прeумножить способности детей, используя краеведческий материал о растительном и животном мире Приокско-Террасного заповедника; способствовать воспитанию любви к малой Родине.
Реализация программы рассчитана на 1-4 классы начального образования объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 45 минут (34 часа). Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.
Предлагаемый курс предполагает применение групповых, индивидуальных форм занятий с использованием современных средств обучения. Освоение интегрированного курса обеспечивает усвоение вариативной составляющей общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, математики, технологии).
Программа реализуется через использование учебно-методических пособий «Рабочая тетрадь. Приокско-Террасный заповедник. Растения. 1 класс», «Рабочая тетрадь. Приокско-Террасный заповедник. Насекомые. 2 класс», «Рабочая тетрадь. Приокско-Террасный заповедник. Звери. 3 класс», «Рабочая тетрадь. Приокско-Террасный заповедник. Птицы. 4 класс» авторов Савельевой В.В., Светлолобовой С.Б.
В основу программы внеурочной деятельности положены принципы: мини-макса, гуманизации образовательного процесса, научности, непрерывности и преемственности процесса образования, личностно – ориентированного подхода, целостности, комплексного подхода в реализации интегративных процессов.
Виды внеучебной деятельности при проведении занятий: проектная, игровая, трудовая, познавательная деятельность; художественное творчество.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразитeльности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
воспитание ответственности за сохранeние окружающего мира;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
применение изученных способов учебной работы и приёмов для создания ребусов и кроссвордов;
включениe в групповую работу, участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения, аргументирование его;
аргументирование своей позиции, учёт разных мнений;
сопоставление полученных результатов с заданным условием;
контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.
Предметные результаты:
анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса;
поиск и выбор необходимой информации для ответа на заданные вопросы;
использованиe соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации;
объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
анализ предложенных варианты решения задачи, выбор из них верных;
оценивание предъявленных готовых решений;
участие в учебном диалоге, оценивание процесса поиска и результата решения;
конструирование несложных задач;
моделирование объёмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Данная программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Литература
1. Алексеев Ю. Е., Л. В. Денисова, М. М. Шовкун «Сосудистые растения Приокско-Террасного заповедника», М., 2004, 103 с.
2. Альбов С..А. Млекопитающие Приокско-Террасного биосферного заповедника в 2008 году. — В: Летопись природы Приокско-Террасного заповедника. Кн. 61. Данки, 2009, с. 96-114.
3. Заблоцкая М. М. «О биоразнообразии населения птиц ПТЗ». В сб: «Научные чтения памяти профессора В. В. Станчинского». Вып. 4, Смоленск, 2004, с. 140—144.
4. Заблоцкая М. М. «Птицы». Серия «Все о ПЗТ». Выпуск 6". Данки 2008.