"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 22 сен 2020, 21:35

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 окт 2016, 10:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 окт 2016, 00:00
Сообщений: 1
Образовательное учреждение:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дашковская средняя общеобразовательная школа»,
Серпуховский муниципальный район
Учитель начальных классов: Тайматова Асия Исхаковна
Класс: 1 «Б» класс
Предмет: Внеурочная деятельность
Тема занятия: "Без березы не мыслю России"
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к способу действия.
Содержательная цель: обобщение и систематизация изучаемого предметного содержания.
Цели:
-создание междисциплинарной образной модели, создающей в сознании ребёнка единую картину мира;
-формирование способов умственной деятельности;
-развитие связной монологической речи;
-развитие познавательных интересов;
-воспитание патриотизма.
УУД:
Л: осознание ответственности человека за общее благополучие.
Р: преобразование практической задачи в познавательную;
П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, контролирование и оценивание процесса и результата деятельности;
К.: формулирование собственного мнения и позиции.

Форма проведения урока: занятие
Используемые технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии, информационно-коммуникативные.
Методы, приемы работы:
методы: фронтальный, практический, воспитательный, творческий;
приемы: сообщения информации; прием творческого развития; создание ситуации успеха через выполнение заданий посильных для всех учащихся.
Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, презентация
Оборудование:
Презентация, иллюстрации, изображающую берёзу в разные времена года, избушка, старинная посуда, плетенный в косу лук, поделки из дерева, дрова, пучки с травами, банный веник; пластилин для каждого учащегося.
Роль хозяина, хозяйки, биолога исполняют учащиеся пятого класса.
Конспект внеурочного занятия в 1 классе
"Без березы не мыслю России"


Ход урока
1.Организационный момент.
2. Самоопределение к деятельности.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)
- О каком же мы сегодня будем говорить дереве, вы узнаете из следующей загадки.
Стоит красавица: косы зелёные,
Платье белое, а в ней четыре угодья:
Первое угодье – мир освящать,
Второе угодье – лес исцелять,
Третье угодье – боль утешать,
Четвёртое угодье – белый свет украшать
(Береза) (слайд 1)
Ведущий: Итак, ребята, вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?
Дети: сегодня мы поговорим о русской березке.
Ведущий: Что же это за дерево, что же в нем особенного?
Об этом поведает нам знаток флоры и фауны…
- Какое дерево можно смело назвать символом России? Почти единогласным будет ответ – береза! Для русского человека нет дерева милее и роднее. И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе?

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции является олива, в Японии священное дерево – сакура, символ Канады – клен. В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции.
          Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей. (слайд 2)
Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских сказок, в белом сарафане с золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочкам, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в поле и говоря “Мир вам, люди добрые!”.

3. Работа по теме занятия.
         Известно, что березы растут во многих странах мира, но не в одной из них  к берёзке не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Березка мила душе русского человека. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек он всегда, тоскуя о Родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу березку. Русский композитор М.И. Глинка, когда возвращался на Родину, переехал границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко, в пояс, поклонился белой березке, символу своей Родины.
          Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов. Берёза – Родина, берёза – память, воплощение чистоты, верности, любви нашей к родному краю. (слайд 3)
Биолог: Береза одно из самых красивых наших деревьев. Белые с черным рисунком стволы берез имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество – бетулин.
Если в черном пальто прислониться к стволу, то останется след, как от мела. Береста – защитный покров дерева. Береза ежегодно обильно плодоносит. Крылатые плоды легко переносятся на значительные расстояния, поэтому это дерево очень быстро захватывает свободные клочки земли. Береза в диком состоянии встречается почти по всей территории нашей страны. Наверно поэтому это дерево считается символом России. Такое широкое распространение объясняется тем, что она очень неприхотлива к климату и мало требовательна к почвенным условиям.
Ведущий: Спасибо за интересный рассказ, а теперь я предлагаю разобраться, за что же русский народ любит и чтит это дерево. И я обращаюсь к более опытным людям. (Подходит к избушке, в которой находятся: старинная посуда, плетенный в косу лук, поделки из дерева, дрова, пучки с травами, банный веник. Его встречают Хозяин и Хозяйка, наряженные в русские народные костюмы.) Здравствуйте, хозяева.
Хозяйка: Заходите, гости дорогие! Проходите, усаживайтесь!
Ведущий: Мы пришли к вам разобраться, за что же русский народ любит березку?
Хозяин: Да как же ее не любить! Ведь березу мы в хозяйстве используем. Вот, к примеру, дрова березовые дают больше тепла, чем из любой другой древесины. Как затопишь печь, сразу тепло в доме. Да и много чего можно сделать из березы. Лыжи, мебель, посуду. (Показывает: слайды 4-7). Береста издавна применялась в народных промыслах. Береста - это верхний, эластичный слой березовой коры. Благодаря своим замечательным качествам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению) береста издавна считается отличным материалом для изготовления различной посуды - традиционных туесов, в которых молочные продукты даже в жару не портятся, солонок, лукошек, кошелок, корзинок, коробок, ковшей, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота). В древности береста заменяла бумагу. На кусочках бересты писали острыми костяными палочками, которые назывались писалами. Археологи нашли сотни различных берестяных грамот в Новгородской области, которые рассказали нам о высоком уровне грамотности и культуры более 10 веков назад. Для письма бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору эластичнее, ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток. Из древесины делают деготь.
Хозяйка: Да, да, деготь входит в состав мазей лечебных, и помогают они при экземе, от чесотки, от лишаев. Деготь входит в состав мази Вишневского. Да еще лекарственными считаются отвары почек и листьев. Они помогут вам при расстройстве желудка, гастрите, при гриппе, ангине, бронхите, туберкулезе. А также из древесины изготовляют активированный уголь, который применяют при отравлении ядами, при пищевых отравлениях. (слайд 8)
Хозяин: А еще я люблю испить березового сока. Бодрит он меня. Прямо чувствую, как силы приливают.
Хозяйка: Правильно, ведь березовый сок содержит фруктовый сахар, органические кислоты, витамины и много других веществ, которых так не хватает весной.
Ведущий: Но ведь такое «кровопускание» опасно для дерева.
Хозяин: Все мы любим целебный напиток – березовый сок. В марте, когда начинается сокодвижение в дереве, любители этого напитка устремляются в березовые рощи. Одна взрослая береза может дать при умелом пользовании до 150 литров сока. Но если для человека березовый сок – это источник удовольствия и здоровья, то для березы это горькие слезы, а порой и гибель, если добытчики сока, не жалея дерево, наносят на его ствол глубокие раны. Опытные заготовители советуют: отправляясь на заготовку сока, возьмите с собой небольшой коловорот, сверло, просверлите в стволе дырочку глубиной не более 4-5 см, вставьте в нее трубочку (такую, как для коктейлей), заглубив ее на 2-3 см. Привяжите посуду – бутыль, банку, в нее по трубочке и потечет сок. Так и вам удовольствие, и дерево сохранит свою жизнь.
Да, поэтому нужно помнить, что сок лучше брать там, где планируют вырубать деревья, нельзя получать его от молодых березок. Да и брать его нужно с умом.
Хозяйка: А еще береза доставляет нам большую радость в бане. Вот мы и веники заготовили.
Хозяин: Постегивания и растирания веником помогают при мышечных и суставных болях.
Хозяйка: А испарения от распаренных веточек и листочков благотворно влияют на органы дыхания, укрепляют и успокаивают организм.
Ведущий: Спасибо большое за столь подробный рассказ. Действительно, береза и обогреет, и излечит, как говорится, «по заслугам и честь».
Полюбилась русскому народу белоснежная береза! Сколько песен, стихов сложено о ней, нарисовано картин! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
Вопросы к учащимся:
 - Каких народных мастеров вы знаете?
- Что они делают из бересты?
-  В каком веке люди писали на бересте?
- Чем полезен берёзовый сок?

4. Физминутка.
Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),
И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).
Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)
Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).
Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),
Кружась, листочки улетают (покружиться).
А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),
Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).

5. Продолжение работы по теме занятия.
Ведущий: (слайд 9) Красавица русских лесов изображена на многих картинах наших художников, вот одна из них – картина И. И. Левитана «Березовая роща». Перед нами – изображение уголка березового леса в яркий солнечный день. 
Березки бесконечно рады жизни, и нам даже кажется, что они весело улыбаются солнцу и траве. Все вокруг цветет, излучая чувство радости, причастности к энергии жизни. Зритель словно оказывается посреди благоуханного, нагретого солнцем, леса, под сенью шумящих зеленью берез. Картина словно пронизана солнцем, она как будто излучает волшебный изумрудный свет.
Ведущий: Любовь к берёзе русские люди выражают в поэзии, музыке, живописи, в произведениях устного народного творчества. Проведём викторину и узнаем, с какими произведениями вы знакомы.
Учащиеся читают стихотворения о берёзе.
(Звучит песня в исполнении Ани Черкасовой) (слайд 14)
Практическая работа детей.
(работа по группам)
А сейчас мы с вами сделаем березу из пластилина. Каждая группа сделает свою березу такой, какой вы ее себе представляете.
Самостоятельная работа детей.
Выставка работ.
6. Рефлексия.
« Почему берёзу считают символом России?»
1). Берёза – главное дерево наших предков.
2). Берёза приносила и приносит людям огромную пользу.
3). Берёза – самое любимое дерево русского народа.
4). Берёза – символ непобедимой России.
Давайте, ребята, охранять, защищать русскую красавицу! Нельзя ломать ветки! Не собирайте берёзовый сок! Помните, что это вредит дереву! Ну, а если собрали сок, то аккуратно потом закройте рану, чтоб не вытек сок, и не высохло дерево. Не повреждайте кору деревьев! Ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена и другие отметены. Это нарушает красоту природы, и очень вредят деревьям. Берегите лесную красавицу! «Охранять природу – значит охранять Родину» М.М. Пришвин.


7. Подведение итогов:
-Что нового о берёзе вы узнали?


Список литературы, Интернет-ресурсов:
1. Горобец Ю.И., Симонов А.А., "Береза", Просвещение,1998;
2.Гроздова Н. В., Береза, М., 1979.
3.Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы, М.
4.Лабиринт, 1993.Зеленин Д. Тотемы - деревья в сказаньях и обрядах европейских народов, М.- Л., 1997
5.Поликарпова Татьяна "Две березы на холме», Детская литература, 2003;
6.Советы доктора Данникова "Ваш доктор-береза", 2000;
7.В работе использованы картинки и фотографии по запросу "Поиск картинки" в Internet.
8.Фотографии о природе использованы из личного архива.


Вложения:
Без березы не мыслю России_титул.doc [46.5 KiB]
Скачиваний: 210
Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB