"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 02 окт 2020, 00:42

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 сен 2015, 10:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 сен 2015, 20:23
Сообщений: 1
Откуда: МО, г. Кашира
СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА – АУТИСТА

Николай Вадимович Кальмук, магистр психологии, педагог - психолог
Московская область, МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа – интернат»


Аннотация: В нынешнее время слово «аутист» все чаще встречается в обиходе у родителей и учителей. Впервые же об этом явлении в России заговорили в конце 1980 – х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специализированные учреждения для таких детей. Но, к сожалению, данная инициатива не была услышана.
Ключевые слова: инклюзия, ребенок – аутист, адаптация, общеобразовательное учреждение.
Abstract: Currently we can often find the word «autist» in parents and teachers lexicon. The first time the notion «autist» appeared in Russia in the end of 1980. Then K.S. Lebedinskaya offered to create specialized institutions for such children. But unfortunately the initiative hadn’t been developed.
Keywords: inclusion, child – autist, adaptation, general education institution.

Инклюзивное образование в наше стране развивается достаточно быстро и интенсивно. Дети приходят со все более широким и «мозаичным» спектром нарушений, начиная с задержки психического развития и заканчивая нарушением опорно – двигательной и нервной системы. Но особенно специфично на общем фоне смотрятся дети с расстройством аутистического спектра (РАС) [3].
РАС – может включать в себя различные проявления эмоционально – волевой сферы, поведенческих характеристик и познавательных особенностей. Многие педагогические работники, впервые встречаясь с такими детьми, характеризуют их, как «странных», «чудоковатых» и «своеобразных».
В основе таких оценок, конечно, лежит нарушенный процесс взаимодействия и коммуникации детей – аутистов с окружающим миром. Их социальная нелепость и неуклюжесть может проявляться практически во всех отношениях. Поэтому на первых этапах вхождения в школьную жизнь такому ребенку необходим «проводник». Данную функцию на себя может взять тьютор, т.е. человек, который способен терпеливо, соблюдая постепенность в своих действиях ждать необходимого момента для взаимодействия. Стоит отметить, что такой момент может долго не наступать в силу особенностей развития эмоционально – аффективной сферы. Аутичный ребенок очень чувствителен по отношению к себе, но при этом совершенно нечувствителен в отношении окружающих. Ему трудно понять, что может чувствовать другой человек, он не может поставить себя на его место [3].
Чтобы преодолеть непривычность среды, необходимо познакомить ребенка с пространством до того, как начнется учебный процесс. Начать знакомство со школой необходимо с самого учителя, переключаясь на внутреннее пространство класса. Хорошо было бы провести небольшую экскурсию по школе, показать, где находится столовая и туалет, тем самым ребенок – аутист получает организующую помощь, которая ему помогает адаптироваться. Время нахождения в школе может вначале быть небольшим, начинать можно с одного урока постепенно увеличивая объем его пребывания [2].
В процессе взаимодействия не стоит навязывать ребенку постоянное общение с окружающими. Более спокойно он будет себя чувствовать, если он не будет центром внимания. Инициатива взрослого не должна быть навязчивой, что смягчит напряжение и минимизирует дискомфорт.
Когда ознакомительный процесс будет пройден можно приступать и к самому обучению. На уроке ребенок – аутист чувствует себя лучше, чем на перемене. Объясняется это тем, что урок жестко регламентирован и структурирован. Повторяющийся ритм и алгоритм действий легко усваивается таким ребенком, он чувствует себя более безопасно. Перемена же является для него очень стрессовой ситуацией. Она слабо структурирована и ребенок теряется, начинает нервничать, поэтому возможны эмоциональные срывы.
Ребенок с РАС отличается и в методах педагогического воздействия, прежде всего запретительных мер. Просто сказать и запретить не получится, ребенок скорее всего не услышит взрослого. Если учитель видит, что ребенок начинает неадекватно себя вести, то лучше подойти к нему и с помощью тьютора вывести его из класса, тем самым снизив уровень тревожности. Стоит помнить, что такой ребенок имеет большие трудности управления своим поведением. В ситуациях возбуждения или переутомления ему необходима помощь взрослого [1].
Ребенок – аутист лучше воспринимает письменную речь, чем устную, поэтому можно завести отдельную тетрадь с составленными правилами поведения для разных ситуаций во время урока или на перемене. В трудных ситуациях учитель может напомнить ребенку про его блокнот с правилами, тем самым решив вопрос с контролем поведения.
Существуют и свои особенности развития психических функций у таких детей. Так ребенок может не понимать целостной картины, обращая внимание лишь на второстепенных деталях. Очень сильно варьируется и порог чувствительности от гиперсензитивности до гипосензитивности. Учитывая этот фактор в классе не должно быть слишком громкой музыки или криков. Внимание ребенка так же может быть различным. Если ребенок – аутист не смотрит в вашу сторону, это вовсе не значит, что он не слышит ваших слов. Просто это его особенность и ее необходимо принять [2].
Ему очень тяжело напрямую общаться с окружающими, тактильный контакт необходимо сильно дозировать. Речь такого ребенка эмоционально мало окрашена. В ней преобладают штампы и стереотипные фразы. Они испытывают большие трудности с началом высказывания. В этой ситуации необходимо начинать говорить вместе с ребенком. Мыслительные операции развиваются неравномерно. У него могут быть удивительно высокие способности по математике и зеркально низкие показатели по русскому языку. Мышление часто непоследовательно и взрослому бывает очень трудно понять, как ребенок пришел к такому выводу.
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать следующие краткие выводы:
1. Взаимодействие с ребенком – аутистом должно строиться на его желании, только когда он готов к этому.
2. Придерживайтесь строгого распорядка и определенного режима дня, соблюдайте ежедневные ритуалы действий.
3. Тактильный контакт должен быть очень осторожным и дозированным.
4. Вместе с ребенком создайте для него уголок личного пространства, где он может посидеть в одиночестве.
В процессе обучения ребенка следует:
- доносить информацию через наглядные средства (картинки, схемы и т.д.);
- освоение любых навыков должно складываться поэтапно, частями, объединяясь в целое;
- использовать положительное подкрепление правильного действия (сладким подарком, комплиментом и т.д.);
- подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
- обучать навыкам социально - бытовой ориентировки и самообслуживания.
Внеурочная деятельность может сводиться к играм, имеющим строгие правила. Положительный эффект так же приносит пускание мыльных пузырей и игры с переливанием воды из разных сосудов [4].
Данная статья может помочь учителю или любому другому педагогическому работнику лучше разобраться в особенностях развития аутичного ребенка и выстроить учебный процесс правильным и психологически безопасным способом.
Список литературы:
1. Грэндин, Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики,1999.
2. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997.
3. Семаго, Н.Я. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использования в практической деятельности. – М.: Генезис, 2011.
4. Шоплер, Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. – Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери», 1997.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB