"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 22 сен 2020, 21:44

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 окт 2015, 00:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 сен 2015, 23:50
Сообщений: 1
Курьянова Елена Алексеевна, учитель истории и обществознания.
МБОУ СОШ № 3 г. Чехов, Московская область.

Схематизация в организации обучения.

В федеральных государственных образовательных стандартах, как начального общего, так и среднего (полного) общего образования, обозначены требования к метапредметным результатам обучающихся, включающие требования к познавательным универсальным учебным действиям, в перечень которых входят:
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
• применение моделей и схем для обеспечения преобразования учебного материала;
• подготовка выступления с опорой на графические изображения для более полного ответа на поставленный вопрос и достижения взаимопонимания.
Выполнение установленных требований предполагает обучение учащихся схематизации, которое включает в себя формирование умений «читать» схемы, то есть видеть за условными обозначениями какое-либо содержание учебного материала, создавать схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками, а также оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением. Овладев этими умениями, учащиеся смогут применять схематизацию в познавательной деятельности и социальной действительности.
Умение схематизации формируется непосредственно в деятельности и только в процессе многократных упражнений. Упражнения должны быть разнообразными: от действий по предложенному образцу до создания своих собственных конструкций.
Схематизация происходит при выполнение шести процедур.
1) Сбор материала для будущей схемы.
2) Выявление значимых частей.
3) Реальное разъединение значимых частей.
4) Выделение значимых частей.
5) Синтезирование частей.
6) Построение схемы.
Процесс схематизации – это процесс индивидуальный, поэтому говорить о том, что он всегда осуществляется именно так, нельзя, но такой путь построения схемы возможен.
Рассмотрим данные процедуры и соотнесем их с действиями, которые производит учащихся при изучении текста.


Схематизация при работе с текстом.


п/п Процедуры Производимые действия
1. Сбор материала для будущей схемы. Чтение первого отрывка текста. Первичное понимание текста.
Выделение ключевых слов. Обозначение героев, объектов условными
знаками. Построение первичного варианта схемы.
2. Выявление значимых частей. Повторное чтение текста и чтение второго отрывка. Коррекция первичного
понимания. В схеме помечаются части, которые обладают
некоторой целостностью. Появляются стрелки связей и взаимосвязей.
3 Реальное разъединение значимых частей. Корректировка схемы. Объединение частей схемы по
значимости. Появляется нескольно частей, отделенных рамками, границами.
4 Выделение значимых частей. Корректировка схемы. Значимым частям отводится центральное
место в схеме, происходит выделение другим шрифтом и цветом.
5 Синтезирование частей. Корректировка схемы. Соединение частей в единое целое.
6 Построение схемы. Корректировка и построение окончательного варианта схемы.

Обучение схематизации состоит из трех этапов. На первом этапе учащиеся находят отличительные особенности схем, на втором происходит овладение способами построения графических конструкций, на третьем учащиеся самостоятельно строят схемы при работе с текстом по алгоритмам действий. Каждый из этапов заканчивается рефлексией.
Правила конструиования схем.
1. Схема должна состоять из тех элементов, которые отражают важную, существенную информацию об объекте.
2. Каждая часть информации должна иметь четкое ограничение, то есть для логически законченных содержательных частей текста должна быть построенна отдельная схема.
3. Схема должна быть динамична, то есть показывать процесс перехода из одного состояния в другое. При таком переходе объекты изображаются рядом друг с другом – параллельно.
4. Одинаковые по сущности, но имеющиеся разные качества предметы и объекты изображаются разными условными обозначениями.
Усвоив данные правила, можно начинать строить схемы и применять их на разных этапах обучения. Для того, чтобы схематизация превратилась в умение, а затем – в навык и способность каждого конкретного ученика, надо при изучении каждого школьного предмета на всех этапах обучения планировать работу со схемами.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB