"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 01 окт 2020, 23:12

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 окт 2015, 00:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 29 мар 2013, 17:08
Сообщений: 5
Откуда: г. Серпухов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Устюхина Галина Викторовна, воспитатель МДОУ ЦРР – детского сада №21 «Сказка», г. Серпухов


Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В старшем дошкольном возрасте проблема развития элементарных математических представлений актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может чётко обосновать свою позицию [4].
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта [1].
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И.Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики [1].
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.
Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. По словам Л.С. Выготского: «…научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» [4].
Исследованиями установлено, что магистральная линия развития дошкольника проходит через игру, что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя, может решить более сложные задачи, как практические, так и умственные.
Дидактические игры не случайно заняли место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством взрослого, а затем и в самостоятельной игре [2].
Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные и игровые приемы, дидактический материал.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга [2].
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений была организованна на основе методик Л.А.Венгера, Т.И.Ерофеевой, З.А.Михайловой, О.М.Дьяченко, Е.В.Карповой.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
• цифры и числа;
• время;
• ориентировка в пространстве;
• геометрические фигуры;
• развитие логического мышления.
Основная цель первой группы игр - обучение детей счету в прямом и обратном порядке. При знакомстве детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов использую сказочный сюжет. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры как "Угадай, какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", " Как тебя зовут, число?", "Составь таблицу", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которого по счету предмета не стало?" и многие другие используются с целью развития у детей внимания, памяти, мышления на занятиях, а также свободное время,.
Вторая группа математических игр (время) нужны для знакомства детей с днями недели. Здесь важно объяснить детям, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети запоминали название дней недели, они обозначаются карточками-символами разного цвета. Работа длиться в течении нескольких недель. Затем можно использовать следующие игры:
"Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогут детям быстро ориентироваться в названиях дней недели и название месяцев, запомнить их последовательность.
В третью группу вошли игры на ориентировку в пространстве. Одна из главных задач педагога - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди предмет». Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.
Опыт работы показал, что используя на занятиях дидактические игры на усвоение элементарных математических представлений, педагог повышает у дошкольников уровень математического развития.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Использованная литература.
1. Арапова - Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст]: Для занятий с детьми 2-7 лет / Н. А. Арапова – Пискарева. - М: Мозаика-Синтез, 2009. – 98с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду[Текст]: Книга для воспитателя детского сада/ А.К. Бондаренко М.: Просвещение, 1985 – 176с.
3. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников[Текст]: пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998. – 95с
4. Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П. Новикова– М.: Просвещение, 1992. – 191с.


Вложения:
статья устюхина (Автосохраненный).docx [21.21 KiB]
Скачиваний: 415
Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB