"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 22 сен 2020, 20:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 апр 2015, 03:02 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2013, 18:09
Сообщений: 4
Откуда: г.Серпухов МДОУ ЦРР Д/С №21
«Использование средств ИКТ в психологическом сопровождении семьи ребенка с ОВЗ»

Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка в процессе воспитания и развития.
Мультимедийные продукты и услуги интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности взаимодействия педагогов, специалистов и родителей:
• одновременное использование нескольких каналов восприятия, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой различными органами чувств;
• возможность имитации сложных реальных ситуаций;
• визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
Фактически мы имеем дело с принципом наглядности, который разработан давно, но требует развития в новых условиях применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Родители являются равноправными субъектами образовательного процесса, поэтому, ставя перед собой цель формирования единого информационного пространства ДОУ и семьи, пытаюсь создать возможность для оптимизации ресурсов семейного воспитания. Использование ИКТ в работе с родителями должно сочетаться с традиционными способами взаимодействия.
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Современный подход к семье, воспитывающий ребенка с ОВЗ, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Но большинство таких семей без помощи специалистов не могут выполнять своих функций как базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для оптимального развития и воспитания ребенка с ОВЗ, и семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя формирующуюся личность. (Божович Л.И., Дробинская А.О., Левченко И.Ю., Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., Ткачева В.В.) Такая внутренняя атмосфера возникает в результате следующих причин:
• высокого уровня травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с ОВЗ;
• отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
• непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено разными причинами.
Необходимо отметить, что в зависимости от вида нарушения и возраста ребенка, родители, обратившиеся к нам за помощью, могут испытывать разные эмоции, связанные с переживанием и адаптацией к ситуации. Здесь многое зависит от клинических проявлений нарушений развития ребенка. Родители детей с генетическими, анатомическими аномалиями гораздо раньше, сразу после рождения ребенка, сталкиваются с проблемой адаптации семьи к новой ситуации. В то время как ребенок с РАС, ЗПР часто до 3 лет не доставляет родителям особенных хлопот, и только придя к нам по направлению врача или детского дошкольного учреждения, родители начинают задаваться первыми вопросами "что делать?" и "кто виноват?".
В поведении родителей, находящихся на ранних стадиях адаптации (шок, отрицание, протест, горе, дезорганизация), выделяется ряд особенностей. Среди них: неумение создавать ситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, недостаточная потребность в общении с ребенком.
В связи с этим специалистами (А.М. Казьмин, И.Ю Левченко, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, В.В. Ткачева, , Н.Н. Школьникова, В.Н. Ярыгин, и др.) подчеркивается необходимость включения родителей детей с ОВЗ в абилитационный процесс их детей, в разработку вместе со специалистами совместных стратегий, планов работы с ребенком, формирование дома оптимальной среды для развития личности ребенка. Это требует от специалистов Лекотеки мер по снижению родительской напряженности и тревоги, а от родителей, в первую очередь, определенного объема знаний, практических навыков, позволяющих гармонизировать процесс воспитания.
Информирование родителей о важных возрастных этапах в жизни ребенка, особенностях детско - родительских отношений, возможных методах и содержании абилитационной, коррекционной работы способствует расширению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания ребенка с ОВЗ. На этом этапе работы совместно со специалистами формируется и технологическая компетенция родителя - навыки формирования установления глазного, тактильного и речевого контактов с ребенком, способы поведения в различных ситуациях детско - родительского взаимодействия.
Эта работа формирует предпосылки для возникновения осознанного желания у родителей к реализации воспитательной функции своего "особенного" ребенка, способствует преодолению гиперопеки и инвалидизации, формированию установки на поощрение его активности. "Деятельность и творческий процесс, направленный на созидание, могут вывести мать из состояния тревоги, отчаяния и позволят ей обрести новые жизненные ориентиры". (С.Л. Рубинштейн).
Творчество с адекватными требованиями к ребенку в группе детей (подростков, молодых людей) с ОВЗ может быть одним из основных ресурсов абилитационного процесса, поскольку только в творческой самореализации ребенок с ОВЗ может достигать значительных личных успехов относительно себя самого, формировать и поддерживать позитивную самооценку, здесь максимально возможен учет индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей. (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев Д.А., Попова Н.Т., Шеманов А.Ю., Щербакова А.М.)
Наибольшие трудности у родителей вызвали вопросы об отдаленном будущем ребенка. Сама постановка вопроса является для некоторых родителей психотравмирующим фактором, и часто не по причине отчуждения родителя. Хотя за последние десятилетия в нашей стране произошли существенные изменения в области обеспечения воспитания и образования людей с ОВЗ, большинство родителей отмечают, что отношение общества к детям с ОВЗ и их семьям имеет пренебрежительно - снисходительный характер. Неприязнь и страх перед физическим и психическим недугом ребенка, отношение отчуждения к его семье, в той или иной форме, испытывает почти половина родителей. Также влияет на представление родителей о будущем недостаточное количество реабилитационных учреждений для подростков и взрослых людей с ОВЗ, недостаток информации о них.
Согласно современным исследованиям (В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова) качественные изменения, имеющие место в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильнейшее деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада (стиля внутрисемейных взаимоотношений, системы отношений членов семьи с окружающим социумом, особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей ребенка). Нередко семья не справляется с эмоциональной нагрузкой, последствия бывают самые разнообразные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений, часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается. В семьях с детьми-инвалидами огромный процент разводов, неполных семей, в которых вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная ложится на мать, которая не в состоянии в полной мере способствовать социализации ребенка. В этом случае происходит еще большее увеличение тревоги, семья становится уязвимой и мало функциональной.
Все это обуславливает острую необходимость оказания социально-психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в процессе социализации детей-инвалидов. В этой ситуации важно оказать помощь через создание доброжелательной среды, психологическую поддержку родителей, индивидуальное сопровождение семей в сложных жизненных ситуациях, вовлечение семей детей-инвалидов в коллективные формы взаимодействия: совместные творческие мероприятия, обмен опытом, специально организованные занятия. Такую работу возможно организовать, объединив семьи в родительский клуб.
Список литературы
1. Алексеева, Е.Е. Психологическая проблема детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? [Текст] / Е.Е. Алексеева.- СПб. 2008г.
2. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профес-сиональном общении. [Текст] /В.В.Бойко.- СПб. 1999г.
3. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. [Текст] /Н.Е. Водопьянова.- СПб. 2009г.
4. Леви, В. «Ближе к телу» (70 приглашений в хорошее самочувствие). [Текст]/ В. Леви. - М, 2003.
5. Гордон, Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности. [Текст] / Т. Гордон. - М. 2009г.
6. Гусаковский, В.Е., Палагин, А.В. Психологический тренинг «Школа родителей». [Текст] / В.Е.Гусаковский., А.В.Палагин . - М.2001г.
7. Монина,Г. Б., Раннала, Н.В. "Ресурсы стрессоустойчивости"[Текст] / Г.Б.Монина,Н.В.Раннала.- СПб. 2009г.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB