"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 01 окт 2020, 22:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2014, 09:55 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2014, 09:35
Сообщений: 1
Откуда: г.Подольск
« Организация проэктно - исследовательской работы с учащимися на уроках истории и внеурочное время».
Хузина И.Г.- учитель истории высшей квалификационной категории, руководитель музея МБОУ СОШ №30 г.Подольска.


Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно.
Одной из целей моей работы как учителя истории и руководителя школьного музея является :
1. оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий,
2. создание условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения истории. Данная цель достигается через личностно- ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности.
Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы смог решать проблемы жизни самостоятельно.
В 2012 году я начала проводить работу с учащимися 8 классов по проектно- исследовательской деятельности. .
Чтобы иметь четкий план действий, я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений, свой предыдущий опыт работы и выделила следующие этапы работы над проектом:
1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, поиск информации.
4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
6. Промежуточные обсуждения полученных данных.
7. Презентация (защита) проектов.
8. Выступления с защитой работ на конференциях различного уровня.
Структура исследовательской работы учащегося:
1. Актуальность работы.
2. Цель работы.
3. Задачи.
4. Методы исследования.
5. Практическое применение.
6. Основная часть работы.
7. Заключение.
8. Список литературы, сноски.
9. Приложения к работе ( фото, копии архивных документов).

На примере исследовательской работы Малышевой Ксении по теме: «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны. Военный путь моей прабабушки, Героя Советского Союза
Пасько Евдокии Борисовны»

Учащейся были поставлены следующие задачи :
1. Изучить, сохранившиеся документы и фотографии в семейном архиве Пасько Евдокии Борисовны.
2. Изучить копии архивных документов « Наградные листы», « Описание подвигов на представление к наградам»
3. Ознакомиться с воспоминаниями Евдокии Борисовны и членами семьи.
4. Прочитать статьи и книги о прославленных женщинах - летчицах.
5. Собрать сведения, и выяснить: на каких фронтах воевала, какой боевой путь прошла моя прабабушка.
6. Предоставить собранный материал для музейной экспозиции. Обобщение полученного материала.

Методы исследования:
- Изучение архивных материалов, фотоархива семьи, художественной литературы о Великой Отечественной войне, материалов краеведческих музеев, публикаций в СМИ;

- Беседы с участниками Великой Отечественной войны и их родственниками ( интервьюирование)
- Систематизация результатов исследования.
Практическое применение:
Материал работы можно использовать на уроках истории, проведении внеклассных мероприятий, посвященных 70 - летию Победы в Великой Отечественной Войне, уроков Мужества, проведение экскурсий в школьном музее.
Занятия по направлению проектно-исследовательской деятельности сочетаются в моей работе в урочное и внеурочное время. В декабре 2012 начал свою работу историко- краеведческий музей «Память поколений»

Одно из основных направлений в работе с участниками объединения
«Краеведение», является патриотическое воспитание через исследовательскую работу в музее школы. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине, своему городу, школе.
Цель деятельности музея школы – нравственно-патриотическое воспитание, формирование социальной активности учащихся, интеллектуального развития детей путем их вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:
1.овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего города;
2. развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими документами;
3. воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
Исследовательской деятельностью охвачены учащиеся 5-9 классов работающие на базе музея школы. Обучающиеся работают над исследовательскими работами по тематике : «Великая Отечественная война», « История семьи в истории страны», « Краеведение».
Одним из направлений исследовательской и патриотической работы музея школы является связь с ветеранами Великой Отечественной войны, Советом ветеранов города Подольска.
Ветераны являются постоянными гостями музея школы, приходя на различные встречи, они рассказывают о трудных и героических страницах нашей Родины. Живой пример ветеранов пробуждает интерес учащихся объединения к исследовательской деятельности о военном пути участников Великой Отечественной войны, о истории создания и развития города Подольска. За период 2012- декабрь 2013 годов проведены открытые классные часы посвященные 71 и 72 годовщинам битвы за Москву, 70 – летию Сталинградской битвы.
За последние два года ребята, занимающиеся в музее школы, стали победителями и участниками научно- практических конференций различного уровня:
2012- 2013 учебный год: Городская научно- исследовательская конференция «Шаг в науку»: Малышева Ксения – победитель,
Дзарасова Алина , Мироненко Полина- диплом участника.
Всероссийский конкурс проектов учащихся «Алые паруса»: Малышева Ксения, Дзарасова Алина, Мироненко Подина , Андриянов Григорий, Малуда Екатерина- дипломы участников ( бывшие 8 «А», 8 «Б» классы)
2013-2014 учебный год :
Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество», Малышева Ксения- победитель, Региональный этап – призер
( 3 место).
Участие в областном конкурсе исследовательских работ, посвященных 90- летию Архивной службы Московской области : Малышева Ксения, Мироненко Полина , Дзарасова Алина ( 9 А класс).
Тематика исследовательских работ и мини- проектов учащихся
хочу представить на нескольких примерах:
1. Малышева Ксения 9 «А» класс: « История моей семьи в истории Великой Отечественной войны. Военный путь моей прабабушки, Героя Советского Союза Пасько Евдокии Борисовны».
2. Дзарасова Алина , Мироненко Полина 9 «А» класс :«Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Демянская операция 1942 года».

3. Андриянов Григорий 9 «А» класс «История одного экспоната. Стекло кабины летчика самолета Ил-2».

4. Малуда Екатерина 9 «Б» класс, экскурсионный проект: «Наши земляки- герои Советского Союза. Военный путь героя Советского Союза Викторова».

5. Малуда Екатерина « Ее именем названа улица Подольска. Боевой путь выпускницы Центральной женской школы снайперской подготовки Героя Советского Союза Татьяны Николаевны Барамзиной ( работа находится в стадии подготовки)

В результате начатой работы можно сделать выводы, что учащиеся объединения «Краеведения», занимающиеся исследовательской деятельностью проявляют интерес к культурным ценностям, входят в мир исследований через культуру и традиции научного сообщества, строят собственные отношения к явлениям окружающего мира, учатся занимать авторскую позицию.
Кроме того, исследовательская деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Ребята, работающие над исследовательскими работами являются яркими звездочками музея школы , их фотографии и дипломы размещены на стендах музея.
Ежемесячно (2 раза в месяц), экскурсоводы музея выступают со своими творческими работами, мини- проектами перед классными коллективами школы, активно участвуют в совместных патриотических классных часах с ветеранами, представителями патриотических организаций города Подольска.
За период 2012-2013 учебного года проведены экскурсии и открытые классные часы в музее школы для 15 классных коллективов.
За период 1 полугодия 2013-2014 учебного года проведены экскурсии для 12 классных коллективов.
По итогам работы в конце учебного года подводятся итоги конкурсов проходящих в музее: «Лучший экскурсовод школьного музея», «Лучшее портфолио экскурсовода школьного музея» по результатам работы учащиеся награждаются грамотами Администрации школы.
Таким образом, занимаясь исследовательской работой на уроках истории и на базе музея школы, учащиеся приобщаются к взрослой самостоятельной жизни и учатся быть настоящими гражданами своего государства.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB