"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 02 окт 2020, 00:42

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2014, 04:34 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2013, 18:09
Сообщений: 4
Откуда: г.Серпухов МДОУ ЦРР Д/С №21
"Взаимодействие педагога-психолога с семьями, воспитывающими детей 4-7 лет с ОВЗ"
Алексанян Марина Аликовна педагог-психолог
МДОУ ЦРР детский сад № 21 «Сказка» г. Серпухова

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.
Цель детского сада" повернуться” лицом к семье, оказать ей педагогическую поддержку, прийти к единому подходу в воспитании детей. Собственно, взаимодействие детского сада и семьи, заинтересованных в развитии личности ребенка, в котором первоочередное значимость принимает цель выстраивания подобных взаимоотношений между ДОУ и семьей, которые помогли бы достичь наибольшей пользы для психического и физического благополучия ребенка. Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.
На ряду с этим особую тревогу на этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному вызывает проблема обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), большой разнородной группы детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития, находящейся в условиях скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. Интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения – это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования. В массовых ДОУ находится более 30% детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам:
• дети без соответствующих диагнозов, но с нарушениями адаптации; их "интеграция" обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;
• дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.
К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь. Слабо разработана и система включения детей с ОВЗ в массовые детские сады. Многие педагоги оказываются в затруднительном положении, т. к не готовы и не способны оказывать помощь таким детям.
В помощь семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ, педагогом-психологом МДОУ ЦРР - детского сада №21 "Сказка" был разработан проект комплексного сопровождения данной категории семей. Задачами проекта являются:
1. Работа с эмоциональным состоянием, овладение навыками выражения чувств, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи;
2. Получение ребенком квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений в семье;
4. Выявление и использование эффективных организованных форм взаимодействия с молодой семьей. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;
5. Оказание консультативно-методической помощи родителям.
Содействовать гармонизации детско-родительских отношений возможно только через работу над изменением родительской позиции, выбором рационального стиля воспитания, расширения осознанности мотивов воспитания родителями и улучшения родительского взаимодействия в процессе воспитания.
Направления деятельности:
1. Психопрофилактическое (осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки , работа с эмоциональным состоянием, овладение навыками выражения чувств и саморегуляции).
2. Просветительское (повышение социально-психологической компетентности родителей в вопросах гуманистического взаимодействия взрослых и детей);
3. Практически-действенное (изменение родительской позиции, выбор рационального стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания родителями и улучшение родительского взаимодействия в процессе воспитания).
В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта: правильно организованное взаимодействие семьи и детского сада, формирование педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ, способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Программа клуба состоит из восьми занятий по два часа, цель которых научить участников клуба самостоятельно моделировать собственное поведение при общении с ребенком, что возможно тогда, когда родители осознают, что единственно верного способа решения того или иного вопроса не существует.
Каждое занятие состоит из двух блоков: теоретического и практического. В работе родительского клуба применялись данные методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование и проектные методики. Анализ которых выявил психолого-педагогическую некомпетентность участников клуба в вопросах воспитания и развития ребенка, нарушения личностной и эмоциональной сферы, и дошкольников, и их родителей, проблемы построения взаимоотношений с социумом.
В целях повышения активности участников клуба широко используется наглядная информация: мультимедийные инсталляции, подготовленные по текущей тематике, и видеоролики. Также используются "Шпаргалки для родителей», советы-подсказки, для того, чтобы родителям было легче выбрать верное поведение в моделируемой ситуации, связанной с воспитанием детей; памятки и буклеты для родителей. С целью повышения активности родителей воспитанников применяются красочно оформленные пригласительные билеты.
Результаты работы над проектом можно представить следующим образом. Работа семейного клуба в детском саду способствовала:
• Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
• Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
• Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
• Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
• Обобщению опыта семейного воспитания
• Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями
В процессе работы члены клуба проходили различные периоды своего развития, а именно:
• период напряженности, тревожности, недоверия у членов группы;
• период нарастающего негативного отношением к ведущему и к самому занятию;
• период формирования групповой сплоченности, вырос интерес к занятиям.
• период зрелой, конструктивно работающей группы.
Согласно отзывам родителей, участие в деятельности клуба помогло им раскрыть в себе нечто новое; попробовать конструктивные методы взаимодействия с ребенком и возможность их использования в обычной жизни; испытать те чувства, которые испытывает ребенок в различных ситуациях; пересмотреть свою семейную ситуацию, взглянуть на нее другими глазами.
Первые занятия посещало только лишь несколько человек. И уже через пару месяцев у клуба появились постоянные участники. Так, незаметно для себя, в теплой атмосфере клуба, родители преодолели барьер недоверия к детскому саду, и стали активней обмениваться мнениями, делиться собственным опытом, принимать активное участие в жизни детского сада.
Организуя работу клуба, мы сформировали ряд условий: при наборе группы мы учитываем круг интересов участников, весь материал (теоретический и практический) подбираем с учетом интересов участников группы, что, в свою очередь повышает учебную мотивацию родителей.
Конечно, общение за чашкой чая, легкий музыкальный фон, обстановка игры – всегда содействует эмоциональному раскрепощению и непринужденному общению, даёт возможность свободно высказывать свое мнение, делиться собственными успехами и сложностями семейного воспитания, содействует сближению воспитателей, родителей и детей. Совместная работа сближает родителей и детей, учит пониманию и доверию, делая их настоящими партнерами.
Ссылки на источники:
1. Алексеева Е.Е. Психологическая проблема детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? /СПб. Речь, 2008г.
2. Гордон Томас. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности. М.: Ломоносовъ, 2009г.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2-е. М.: ЧеРо, 1998г.
4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
5. Гусаковский В.Е., Палагин А.В. Психологический тренинг «Школа родителей». М.: Социальное здоровье, 2001г.


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB