"Пеликан"

Сайт педагогического сообщества города Серпухова
Текущее время: 02 окт 2020, 00:14

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 мар 2014, 15:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 окт 2011, 18:45
Сообщений: 2
Ким Татьяна Григорьевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ №7 с УИОП,
г.Серпухов, Московская область

Формирование информационной компетентности младшего школьника

«Без материи ничего не существует, без энергии ничего не происходит, без информации ничего не имеет смысла»
Ф. Артерсон
Наблюдаемый в настоящее время лавинообразный рост информации требует от человека соответствующих умений и навыков. Не случайно одной из самых актуальных проблем в образовании стала проблема повышения информационной грамотности учащихся как основы самостоятельной учебной деятельности.
В современной российской системе образования происходят изменения, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, фундаментом которой служит компетентностный подход, положенный в основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Главная задача школы, в связи с этим, состоит в том, чтобы выстроить стратегию «образования для будущего», суть которой заключается в переносе акцента с усвоения значительных объёмов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и способности учиться самостоятельно.
Современное образование должно готовить человека к жизни и деятельности в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, непрерывном повышении квалификации. Для того чтобы быть успешным, человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.
По определению Германа Константиновича Селевко, информационная компетентность – это ключевая суперкомпетентность человека XXI.
В различных источниках встречается следующие определения понятия ИК:
• О.Г. Смолянинова «Информационная компетентность — универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание».
• С.В.Тришина «Информационная компетентность это «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности».
• Некоторые исследователи трактуют информационную компетентность слишком узко, подразумевая знания, умения и навыки в области информатики, с целью эффективного использования компьютерных технологий.
Информационная компетентность является составляющей информационной культуры— элемента общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов.
Основа, начальный уровень информационной компетентности младшего школьника — это его информационная грамотность, включающая совокупность теоретических знаний и навыков практического применения, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для её успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.
В начальной школе информационная компетентность формируется с опорой на основе информационных и библиографических умений учащихся:
• умение ориентироваться в учебной книге;
• умение работать с текстом;
• умение выполнять задания к тексту;
• умение ориентироваться в справочной литературе.
Под информационной компетентностью учащихся младших классов понимают способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Другими словами, информационная компетентность - это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах. Важно подчеркнуть, что информационная компетентность не ограничивается компьютером.

Информационная компетентность имеет свою структуру и содержит следующие компоненты:
• мотивационный (ориентирован на наличие мотивационных побуждений личности к деятельности с информацией);
• когнитивный (представлен системой знаний об информации, информационной деятельности и источниках информации);
• ценностный (подразумевает наличие ценностных ориентаций личности на информационную деятельность);
• деятельностный подразумевает:
 опыт применения знаний как системы общих информационных умений и навыков при использовании информационных технологий;
 понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности;
 знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации;
 технологические навыки работы с информацией; (
• рефлексивно-оценочный включает:
 умение проводить самоконтроль удовлетворённости информационной деятельностью, рефлексию результатов работы с информацией, взаимодействия при передаче информации, коррекцию полученной информации, осознание и критический анализ информационной деятельности;
 умение оценивать результаты информационной деятельности, рефлексировать собственные учебные действия, выбирать альтернативные способы решения учебных задач по нахождению, использованию и оцениванию информации.

Информационная компетентность несет в себе ряд функций:
• познавательная (направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание);
• коммуникативная (раскрывается в процессах передачи и приёма информации партнёрами по общению);
• адаптивная (позволяет ребёнку адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе);
• нормативная (проявляется прежде всего как система моральных норм и требований в информационном обществе);
• оценочная (призвана активизировать способность ориентироваться в потоках разнообразной информации, оценивать её значимые и второстепенные виды, достаточность и достоверность источников информации для решения практических задач).

По меткому выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» - хламом или нужными вещами, - зависит от учителя.
Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практике работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
Каковы же пути формирования информационной компетентности младшего школьника?
• создание педагогических условий для качественного обучения
Процесс эффективного формирования информационной компетентности учащихся младших классов в нашей школе обеспечивается комплексом педагогических условий:
 информатизация учебного процесса;
 установление гуманных отношений между его участниками;
 учёт индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности;
 обеспечение субъект-субъектного взаимодействия,
 дифференцированный подход.
• соблюдение дидактических принципов
Реализация процесса формирова¬ния информационной компетентно¬сти осуществляется на принципах
 системности и целостности,
 доступ¬ности иоткрытости,
 наглядности,
 са¬модеятельности,
 личностного целеполагания,
 проблемности,
 метапредметности.
• использование современных образовательных технологий
Формировать ИК можно, внедряя информационные технологии обучения, дающие такие преимущества, как доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение информационной вооружённости; усиление мотивации обучения; развитие творческих способностей; создание благополучного эмоционального фона.
Наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями является личностно-ориентированное обучение, представленное обучением в сотрудничестве, методом проектов, разноуровневым, развивающим и проблемным обучением, вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ
Данные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, традиционно организованный в виде классно-урочной системы, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.
• предметы образовательного цикла
Формирование основ информационной компетентности учащихся реализуется средствами различных учебных предметов.
Например, на уроках русского языка формируются различные способы передачи информации (буквенный, пиктографический, иероглифический, рисуночный); дети знакомятся с возможными источниками информации и способами её поиска расширяют свои знания, повышают уровень языковой компетентности с помощью дополнительных источников информации.
На уроках литературного чтения идёт работа с мультимедиа сообщениями, анализируются содержание, языковые особенности и структура мультимедиа-сообщений, определяется роль и место иллюстративного ряда в тексте. Дети конструируют небольшие сообщения — тексты, добавляют к ним иллюстрации, видео- и аудиофрагменты; оценивают собственные сообщения с точки зрения достоверности информации; овладевают навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения, создают информационные объекты как иллюстрации к прочитанным художественным текстам; с помощью взрослых готовят презентации; подбирают информацию для проектной деятельности на материале художественной литературы.
На уроках математики учащиеся представляют, анализируют и интерпретируют данные в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами, извлекают необходимые данные, заполняют готовые формы, объясняют, сравнивают и обобщают полученную информацию; выбирают основания для образования и выделения совокупностей; представляют причинно-следственные и временные связи;) анализируют истинность утверждений, выстраивают цепочки рассуждений; работают с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: строят их, изменяют, измеряют, сравнивают
На уроках окружающего мира дети фиксируют информацию о внешнем мире и о самих себе с использованием инструментов ИКТ - технологий: фото- и видеокамеры, микрофон, цифровые датчики, цифровой микроскоп, графический планшет; планируют и осуществляют несложные наблюдения, собирают числовые данные, проводят опыты с помощью инструментов ИКТ; занимаются поиском дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач; создают информационные объекты: модели, макеты, сообщения, графические работы в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
Типы уроков, применяемые при формировании информационной компетентности, весьма разнообразны. Практика показывает, что наиболее удачными типами уроков по формированию информационной компетентности являются:
— урок изучения нового материала с демонстрацией материала в виде электронных презентаций;
— урок – практикум;
— урок-исследование;
— урок решения задач с последующей компьютерной проверкой;
— интегрированный урок.
• внеурочная деятельность
Сформировать ИК позволяют также внеурочная деятельность, создающая дополнительные условия для самопознания, самореализации, самовыражения в творчестве. Организация кружков, курсов или студий, таких как «Основы формирования информационной культуры», «Основы компьютерной грамотности», «Проектная деятельность», через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, что свидетельствует о высоком уровне информационной компетентности учащихся.
В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, выделяют следующие критерии сформированности информационной компетентности выпускников начального общего образования в соответствии с компонентами её формирования.
• мотивационный) готовность к работе с ИКТ, интерес к работе с информацией и осмысление надобности этой работы, понимание сущности информационных процессов);
• когнитивный наличие базовых знаний в области ИКТ и способность применять их в организационной деятельности; умение и знание методов работы с информацией; владение способами информационного познания: поиска, отбора, структурирования, системного анализа и хранения информации; нахождение нужной информации в различных источниках);
• ценностный осознание ценности работы с информацией, сформированность субъектной позиции, направленность на усвоение знаний и самосовершенствование; включает в себя ценности и отношения, связанные с информационной деятельностью);
• деятельностный использование в самостоятельной и исследовательской деятельности универсальных технологий поиска, обработки, представления, управления и хранения информации; демонстрация эффективности и продуктивности информационной деятельности; обработка числовой информации средствами электронных таблиц, построение графиков и диаграмм);
• рефлексивно-оценочный осознание уровня саморегуляции личности, а также расширение самосознания, самореализации; рефлексия и саморефлексия выполнения работ на всех этапах; осуществление текущего контроля и самоконтроля знаний, организация контрольно- творческой работы).

Главным признаком решения задачи по формированию у школьников информационной компетентности, является то, что приобретенные навыки обучающиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Например:
• создают презентации для портфолио обучающегося и участия в индивидуальных конкурсах;
• помогают учителям в создании презентаций уроков (поиск материала в книгах или Интернете);
• записывают различные звуковые оформления к праздникам, показам презентаций;
• создают презентации для проведения общешкольных (конкурсы «Презентация моего класса», «Ученик года» и др.) и классных мероприятий (традиционные праздники класса и школы);
• участвуют в проектной и исследовательской деятельности (и не только по информатике);
• создают видеофильмы о жизни класса.

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Билл Гейтс: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 мар 2014, 21:50 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 14 мар 2010, 16:04
Сообщений: 118
Откуда: Гирба Елена Юрьевна к.п.н.,заместитель директора по НМР, МОУ ДПО УМЦ г. Серпухов
А про новые оценки где????? Как качество обучения проверить?

_________________
С уважением Гирба Елена Юрьевна, к.п.н., заместитель директора по научно-методической работе МОУ ДПО УМЦ


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Форум закрыт Эта тема закрыта, Вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB